фото: freepik.com

Когда дробление бизнеса становится преступлением: как не переступить черту

Начальник Межрайонной ИФНС России №27 по Ростовской области Александр Германов рассказал, в каких случаях минимизация бизнес-процессов будет признана схемой по дроблению бизнеса

Некоторые налогоплательщики могут злоупотреблять своими правами и используют дробление бизнеса для ухода от уплаты налогов. О том, какие схемы построения бизнеса соответствуют признакам, характерным для дробления в рамках форума «Бизнес: налоги, право, ответственность» в Ростове-на-Дону рассказал начальник Межрайонной ИФНС России №27 по Ростовской области Александр Германов.

Когда дробление на грани фола и как правонарушение может стать преступлением

Александр Германов назвал налоговые риски, которые следует избегать при построении бизнеса.

«Дробление бизнеса — это искусственное создание нескольких лиц для соблюдения критериев, установленных для применения специальных налоговых режимов. Налоговые преимущества, которые дают специальные налоговые режимы, законодательно установлены только для малого бизнеса и по своей сути являются поддержкой и стимулируют его развитие. Злоупотребления такими преимуществами нивелируют усилия государства по налоговой поддержке малого бизнеса, ставят в неравные условия представителей среднего и крупного бизнеса. Поэтому когда бизнес растет и из малого превращается в средний и крупный – необходимо переходить на общий режим налогообложения. Но не все хотят так делать, и наша задача привести всех к таким условиям», — отметил Александр Германов.

Фото предоставлено ООО «Консалтинг ЮК»

По его словам, признаки дробления бизнеса делятся на основные и косвенные:

  • Основные признаки: взаимозависимость, наличие потерь в бюджет, номинальность управления в структурах, несамостоятельность структур, несение расходов участниками схемы друг за друга.

«Взаимозависимость сама по себе не является нарушением законодательства и не свидетельствует о том, что в группе взаимозависимых лиц налоговая обязательно установит схему незаконной минимизации», — подчеркнул Александр Германов.

  • Косвенные признаки: наличие общей бухгалтерии, формально оформленные документы по франшизе, единые вывески, единая кадровая служба, общие помещения, телефоны и контрольно-кассовой техники (ККТ), близость к предельным величинам, ограничивающих право на применение специального режима.

«Ваша задача – правильно выбрать форму ведения вашего бизнеса. <…> Как только вы расширили бизнес и при этом сэкономили на налогах, тогда к вам придет налоговая и будет доказывать неправомерность такой экономии», — сказал представитель ФНС.

Александр Германов добавил, что помимо классического дробления бизнеса, когда все участники применяют специальные налоговые режимы, существует и минимизация, в которой один из участников находится на общем режиме налогообложения. Применение этой схемы характерно для торговых сетей и производства.

Фото предоставлено ООО «Консалтинг ЮК»

Для примера эксперт привел следующую схему. При осуществлении оптово-розничной торговли одна организация применяет общую систему налогообложения, а остальные – упрощенку или патент. При этом, построение структуры бизнеса полностью соответствует признакам, характерным для дробления. Деятельность участников группы отличается лишь разделением на категории покупателей. Оптовая торговля осуществляется через участника, применяющего общую систему налогообложения, он оформляет покупателям документы с НДС. В розницу же реализация проводится через специальные налоговые режимы. При этом основная наценка выводится именно на специальный режим. В этом случае имеет место незаконная минимизация НДС и налога на прибыль.

Самым наихудшим развитием событий для таких «бизнесменов» будет возбуждение уголовного дела, если неуплата налогов в бюджет будет установлена в крупном размере. Тогда к делу подключаются правоохранительные структуры.

Диалог или налоговая проверка

Как указал Александр Германов, сейчас налоговая служба строит работу с бизнесом в форме диалога. Даже если предпринимателя заподозрят в применении схемы дробления, он всегда может аргументированно доказать свою невиновность. И если позиция будет убедительной и обоснованной, налоговые претензии к собственнику бизнеса предъявлять не будут.

«Налоговая служба начинает работу только тогда, когда видит реальные риски», — сказал представитель ФНС.

Он добавил, что налоговая служба действует только тогда, когда у нее есть на это полномочия и истребует от предпринимателя документы лишь в тех случаях, когда есть основания сомневаться в сделке или заявленных вычетах. Если документы уже есть у налоговой, то запрашивать их повторно не будут.

Подводя итог своего выступления Александр Германов акцентировал внимание на том, что «основной целью налоговой службы во взаимоотношениях с бизнесом является выстраивание отношений исключительно в форме открытого диалога, с учетом презумпции «добросовестности налогоплательщика», а также в обеспечении комфортных условий и понятных правил для уплаты налогов и сборов».

Анна Сухарева, Дарья Коробская