Фото: Оксана Сигида / предоставлено Ольгой Нор-Аревян

С комфортом на природе: как открыть собственный глэмпинг

Предприниматель из Ростова-на-Дону Ольга Нор-Аревян поделилась с «Деловой газетой.Юг» опытом открытия глэмпинга. Она рассказала, какие инвестиции для этого потребуются, что необходимо учесть при возведении домиков и почему на базах отдыха есть целевая аудитория – участницы «девичников»

1. Выбор локации

2. Возведение домиков

3. Инвестиции

4. Целевая аудитория

5. Советы

Идею открыть глэмпинг Ольге Нор-Аревян подсказал ее супруг Артем. Мысль стать основателями глэмпинга — территории, где можно комфортно отдохнуть в окружении впечатляющей природы, показалась супругам привлекательной для инвестиций. Не долго думая, Ольга и Артем начали подыскивать подходящий участок земли и решили воплотить в жизнь план по строительству глэмпинга «Синий Яр» в январе 2023 года.

Супруг предпринимательницы ранее восходил на Эльбрус, путешествовал с друзьями в палатках, но ее в таком единении с природой смущала бытовая неустроенность.

«Но глэмпинг — это невероятное сочетание природы и комфорта, нам показалось это заманчивым. Еще хотелось, чтобы наши дети больше времени проводили на природе, но не хотелось терять в комфорте. В итоге мы решили открыть свой глэмпинг», — поделилась предпринимательница.

Фото предоставила Ольга Нор-Аревян

Как отметила Ольга Нор-Аревян, первым делом предпринимателю, который задумался об открытии глэмпинга, необходимо подобрать подходящий участок. По ее словам, выбор локации является определяющим, от нее во многом зависит успех будущего бизнеса.

Выбор локации

Ольга Нор-Аревян уверена, природа — главный магнит для целевой аудитории глэмпинга. При выборе участка она рекомендует учитывать:

  1. Наличие водоема рядом. Предприниматель отмечает, что подойдет большая река, озеро, море или пруд, поскольку вода оказывает терапевтическое действие и создает умиротворяющую атмосферу, что повышает качество отдыха.

«У нас протекает река Северский Донец, мимо нас проходят баржи, гоняют катера. Мы очень надеемся, что скоро начнет ходить и водный пассажирский транспорт, рассчитываем, что гости из Ростова-на-Дону смогут к нам добраться на легендарной «Ракете». Это было бы очень здорово! Мы вдохновлены возможностью развивать туризм на берегу рек. У нас в стране очень много водных ресурсов, и они явно нуждаются в инвестициях», — сказала Ольга Нор-Аревян.

  1. Площадь участка. Как обратила вниманиеосновательница глэмпинга, если на 10 сотках предприниматель захочет разместить 5 домиков, то туристам будет тесно.

«Глэмпинг — это все-таки про природный простор. Нужно соблюсти баланс в расстоянии между домиками, чтобы гости чувствовали себя достаточно уединенно, но в то же время, чтобы им не было страшно, что они находятся одни в лесу», — подчеркнула Ольга Нор-Аревян.

  1. Красивая природа на участке. Зачастую люди едут отдыхать для того, чтобы посмотреть на живописную природу и расслабиться, поэтому важно выбрать подходящую территорию.

«Лес или горы — здесь уже кому и что больше по душе. Но в Ростовской области было сложно найти горы. Мы даже рассматривали несколько участков в Архызе: ездили туда прошлой зимой, но там не нашли подходящего по размеру участка», — сказала Ольга Нор-Аревян.

  1. Наличие коммуникаций. Рядом с участком должна быть дорога для того, чтобы до глэмпинга можно было добраться. Также важно наличие чистой воды, электричества или возможности его провести.

«Можно работать на генераторе, но вы должны понимать, что генератору нужно осуществлять подвоз дизеля, и это отдельный квест. Мы проработали на генераторе два месяца. Это еженедельная серьезная работа по подвозу тонны дизеля, не говоря уже о стоимости генерируемого электричества с учетом роста стоимости дизеля и цены технического обслуживания генератора, которое вы должны проводить каждые 11 дней при беспрерывной работе. Поэтому рекомендуем сразу закладывать в вашу бизнес-модель соответствующие расходы и, конечно, рассчитать подключение электричества в краткосрочной перспективе», — поделилась основательница глэмпинга «Синий Яр».

Фото: Оксана Сигида / предоставлено Ольгой Нор-Аревян

При покупке участка супруги взяли консультацию юриста. Ольга Нор-Аревян посоветовала не экономить на юристе, поскольку не на каждом участке можно возводить домики или вести определенный вид бизнеса. Такие нюансы в будущем могут помешать предпринимателям, поэтому лучше все выяснить заранее.

«Уточните категорию земель и вид разрешенного использования облюбованного участка, вы можете столкнуться с зонами особого назначения или с территориями с особыми условиями использования. Консультация профильного юриста поможет понять, можно ли использовать это место и что для этого нужно. Это поможет минимизировать траты на первоначальном этапе», — рекомендует основательница донского глэмпинга «Синий Яр».

Эксперты выделяют наиболее подходящие варианты для строительства глэмпингов:

  • Земли рекреационного назначения;
  • Рекреационные зоны национальный и природных парков
  • Земли населенных пунктов
  • Земли лесного фонда
  • Земли историко-культурного назначения

Возведение домиков

Как рассказала Ольга Нор-Аревян, глэмпинг в основном состоит из группы некапитальных строений:

  •  Треугольных домиков типа А-фрейм;
  • Сфер
  • Сафари-палаток под тентами
  • Модульных домиков любой формы
  • Зеркальных домиков 

«Это может быть, что угодно: и контейнеры, и сферы, и палатки, даже юниты в виде традиционной бочки Квеври, но в разы больше, мы видели в грузинском глэмпинге. Это разные юниты, которые не являются капитальными строениями, что значительно упрощает предпринимателю подготовку и ведение проектных и строительных работ.», — обозначила предприниматель.

Как рассказал супруг Ольги, предприниматель с 13-летним стажем Артема Нор-Аревян, важность проектирования, расчета и корректного подведения коммуникаций сложно переоценить, если речь идет об объектах расположенных на территории в несколько гектар. Необходимо рассчитать и подвести электроэнергию определенной мощности, способную выдержать необходимые нагрузки для нормального функционирования модулей.

Фото: Оксана Сигида / предоставлено Ольгой Нор-Аревян

«Проектная документация помогает и в реализации проекта, и в дальнейшей эксплуатации объекта. Например, когда глэмпинги построены возле воды, как наш, они находятся в водоохранной зоне. И если ты планируешь возвести даже деревянный забор в зоне до 200 метров от водного объекта, то перед началом строительства нужно разработать проект и провести оценку негативного воздействия на водные биологические ресурсы и согласовать его Азово-Черноморским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству», — рассказал Артем Нор-Аревян.

Один из важных этапов при создании глэмпинга — сохранить природу в процессе строительства и во время прокладывания коммуникаций. Для максимальной эффективности при планировании территории предприниматель советует обратиться в архитектурное бюро, чтобы была возможность отказаться от вырубки деревьев и оптимально распределить юниты с учетом геодезии имеющегося участка.

«Во время прокладывания коммуникаций у нас ни одно дерево не пострадало. Нам удалось добиться этого за счет использования разработанного архитектурным бюро мастер-плана. Уже на месте мы все уточняли и двигали таким образом, чтобы вместить наши палатки между деревьями. Как будто это деревья выросли вокруг наших палаток, а не палатки были построены между деревьями», — поделилась Ольга Нор-Аревян.

Следует учесть и то, что для настоящего комфорта во всесезонном глэмпинге санузел должен быть внутри модуля. Этого предприниматели достигают разными способами: можно выбрать домики, которые уже включают в себя такую комнату, либо совместно с дизайнером интерьеров спроектировать ее в своем индивидуальном видении. В сезонных глэмпингах допустимо построить один общий санузел, на отдалении от юнитов, рассчитанный на всех посетителей. Это может значительно снизить капиталоемкость вашего проекта.

Фото: Оксана Сигида / предоставлено Ольгой Нор-Аревян

Возвращаясь к изначальной идее, глэмпинги должны оставаться комфортными для проживания, а, значит, в них может потребоваться установить сплит-систему или отопление. По словам основательницы «Синего Яра», такие дополнения нужны глэмпингам, которые:

  1. Работают круглогодично;
  2. Предполагают расположение в слишком холодном или слишком жарком месте.

«Если строить сезонный глэмпинг на теплое время года, то его не нужно утеплять. А если на все сезоны, то нужно утеплять и пол, чтобы он не был продуваемым. Нужно покупать утеплитель, пуховичок для палатки или утепление для сферы, это может значительно повлиять на уровень инвестиций. С концепцией глэмпинга и бизнес-моделью стоит определиться до начала строительства.», — сказала Ольга Нор-Аревян.

Она подчеркнула, что круглогодичные глэмпинги хоть и требуют больших вложений, но они быстрее окупаются. 

Инвестиции

По словам Ольги Нор-Аревян, минимальные вложения, которые требуются для открытия собственного глэмпинга, — в среднем стартуют от 50 млн рублей без учета стоимости земли. В частности, один юнит в среднем стоит от 2 до 5 млн рублей.

«Все зависит от количества юнитов, но опытные владельцы делятся, что экономически оправданы глэмпинги с количеством юнитов от 14 штук, если ты нанимаешь персонал, а не обслуживаешь 2-4 домика силами своей семьи. Кроме этого, нужно оборудовать ресторан, баню, общественные зоны», — отметила основательница глэмпинга «Синий Яр».

Также значительными расходыми статьями у глэмпельеров могут оказаться расходы на коммерческое подключение электричества, бурение скважины, оборудование технических помещений, разработка проектной и согласование разрешительной документации.

В целом для открытия глэмпинга можно привлечь инвесторов, вложить собственные средства или взять кредит в банке. Некоторые, как отметила Ольга Нор-Аревян, инвестируют земельным участком.

Фото: Оксана Сигида / предоставлено Ольгой Нор-Аревян

«У кого-то есть в собственности, например, очень удачный участок земли, и он не хочет его продавать, а хочет именно инвестировать в реализацию проектов туризма. Есть очень много способов сотрудничества и партнеров можно найти, например, в профильных чатах и сообществах, например, в Телеграмм», — поделилась Ольга  Нор-Аревян.

В зависимости от выбранной концепции и уровня конкуренции вы определитесь со средней стоимостью ночи (ADR — Average Daily Room Rate), что значительно повлияет на ваш бизнес-план. Для этого нужно хорошо понимать вашу целевую аудиторию.

Целевая аудитория

Для того, чтобы обеспечить беспрерывный поток гостей, нужно ориентироваться сразу на несколько целевых аудиторий, советует Ольга Нор-Аревян:

  1. Семьи с детьми. По словам основательницы глэмпинга «Синий Яр», такая аудитория очень любит семейные поездки за новыми впечатлениями: родители рады открывать для детей новые места, развлечения, помогать осваивать им новые навыки, помочь им пожарить на костре свои первые в жизни зефирки. А дети себя абсолютно счастливыми и свободными, находясь на природе, но в довольно безопасной среде. Родители отдыхают от забот, наслаждаясь видами вместе с детьми;
  2. Люди, которые любят путешествовать. Чаще всего это пары, или супруги, порадовавшие себя отдыхом без детей. Такой аудитории нужно предложить уединение, горячую купель, баню  и романтический ужин ;
  3. Групповые заезды. Это могут быть фитнес и йогатуры, туры с групповыми медитациями, клубы по интересам. Иногда в их запросы может входить специальная инфраструктура. Например, для занятия спортом или совместного уютного времяпрепровождения;
  4. Небольшие компании. Ольга подчеркнула, что компании чаще всего подразумевают под собой корпоративы, стратегические сессии, оффлайн обучение и тимбилинги;
  5. Девичники 

«Очень здорово, что девочки могут сейчас довольно безопасно путешествовать и проводить время без домашних забот. Мы очень поддерживаем эту историю. Для них можно создавать прекрасные эстетические и гедонистические вечера с ужинами, с горячей купелью, с украшениями из хвои и цитрусов, с баней. Поэтому это тоже одна из прекрасных аудиторий, на которую может рассчитывать ваш будущий глэмпинг», — подчеркнула эксперт.

Советы

Главный совет эксперта — обратиться за советом и помощью к действующим владельцам глэмпингов, которые готовы делиться не только положительным опытом, но и тем как с минимальным ущербом преодолевать промахи и ошибки. Они помогут узнать, какие трудности могут возникнуть, а также какую локацию лучше выбрать. Для этого даже существуют профильные сообщества, например, Ассоциация глэмпингов.

Фото: Оксана Сигида / предоставлено Ольгой Нор-Аревян

«В первую очередь я бы рекомендовала воспользоваться опытом успешных проектов, которые уже существуют на нашем рынке и лучше в ближайшем окружении к вашей локации. Глэмпинги сейчас — восходящий тренд, но на рынке уже есть успешные проекты, которые вышли не только на операционную окупаемость, но и приближаются к инвестиционной окупаемости. Это очень круто. Некоторые из них открыто делятся информацией, некоторые даже создают курсы по обучению», — сказала она.

В планах у Ольги и Артема на 2024 года — начать проводить дни открытых дверей для предпринимателей. В целом Ольга Нор-Аревян советует создавать глэмпинг тем, кто любит принимать гостей, потому что такой бизнес относится к сфере гостеприимства. И желательно в месте, которое предпринимателю будет по душе, т.к. там придется проводить большое количество времени.

Автор: Дарья Коробская

Информационный обзор редакции

Редакция «Деловая газета.Юг» поддерживает малый и средний бизнес и рассказывает истории создания локальных брендов. Этим некоммерческим проектом в рамках озвученной президентской политики мы хотим поддержать предпринимателей, которые решились на создание своего дела.

Герои серий постоянных редакционных обзоров «Деловая газета.Юг» — представители МСП, многие из них только в начале своего пути, но им уже есть чем поделиться, рассказать, какие шаги в развитии своего дела были удачными, а где они совершили ошибку.

О необходимости поддерживать и способствовать продвижению отечественных брендов на всех уровнях, в том числе в СМИ, социальных сетях и новых медиа, ранее заявлял президент России Владимир Путин. Он отмечал, что именно в городах, населенных пунктах начинается путь небольших предприятий и локальных брендов к общероссийской известности.