С 12 по 16 июня в городе Суздале проходил крупнейший ежегодный фестиваль для всех неравнодушных к караванингу и автотуризму — Абунафест-2024, на который съехались более 700 семей: официально — 728, а кто-то говорит – 756. Что является абсолютным максимумом для российского движения автотуристов.
Президент Лиги караванеров России Андрей Артюхов, один из организаторов этого фестиваля, рассказал «Деловой газете.Юг», как обстоят дела с развитием автокемпингов на юге России в стране в целом, почему у нас не хватает площадок для размещения автодомов и так называемых «фисташек», а также какие элементы кемпинга свидетельствуют о профессиональном подходе к его организации.
Кемпингов не хватает
Специально для участников Абунафест-2024 администрацией Владимирской области практически в чистом поле была организована временная фестивальная площадка, которая в будущем станет постоянной и пополнится новой инфраструктурой.
«Это рекорд всего сообщества. Не только российского сообщества, но даже международного. Редко когда международные фестивали проходят с такой посещаемостью. Только на одном фестивале было до тысячи экипажей, но это был единственный раз за мою десятилетнюю практику посещения подобных международных фестивалей. Остальные фестивали собирали меньше посетителей. Сейчас же мы приблизились к европейской практике до пандемии», — отметил Артюхов.
Подобный слет караванеров (владельцев домов на колесах) свидетельствует о популярности автотуризма в России, который во многом сегодня обусловлен поворотом от развития внешнего туризма к развитию туризма внутри границ страны. Так, согласно данным портала RV Land, на 26 июня 2024 года в России насчитывалось зарегистрировано 29 331 владелец автодома и 282 компании в сфере путешествий с домами на колесах. Для тех, кто не готов приобрести свой дом на колесах, любая из действующих 105 прокатных компаний могут сдать дом на колесах на время.
При обилии численности автовладельцев прослеживается явная нехватка соответствующей инфраструктуры для их размещения – автокемпингов и глэмпингов: 418 кемпингов для автодомов и 293 глэмпинга. Средняя цена пребывания в кемпинге составляет 1823 рубля за день.
В Краснодарском крае кемпингов в 5 раз больше
На портале RV Land также можно найти карту с официально зарегистрированными кемпингами России. Согласно этой карте, в Ростовской области функционируют восемь кемпингов и глэмпингов, на территории которых возможно размещение автодомов: автокемпинг «Камышовый рай» на берегу Дона в 25-ти километрах от Новочеркасска винодельня, глэмпинг и кемпинг для автодомов и караванов «Кантина Азов», автокемпинг на трассе М4 «Двор сурка», транзитный кемпинг «Салус» (Salus) недалеко от Ростова-на-Дону, база отдыха «Солнечная» на берегу реки Дон, парк Семейного Отдыха «Некрасовский», глэмпинг «В поле» и база отдыха «Цимлянские зори» на берегу Цимлянского водохранилища.
Согласно данным сайта правительства Ростовской области, в 2023 году в регионе на создание модульных некапитальных средств размещения в рамках реализации национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» было предусмотрено финансирование в размере 199,2 млн рублей, а в 2024 году – всего 25,9 млн рублей.
«Инструменты национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» дали дополнительный импульс развитию этого туристического направления в области. Выделенные региону средства позволят реализовать 11 новых проектов в семи районах области, всего по результатам работы будет открыто 198 новых модулей на 227 номеров», – рассказал первый заместитель губернатора региона, куратор нацпроекта Александр Скрябин.
Фото: freepik.com.
В то же время, согласно тому же порталу RV Land, в Краснодарском крае кемпингов, глэмпингов и баз отдыха с автостоянками в 5 раз больше — 40. Некоторые из них расположены на побережье Черного моря. Так, около Сочи расположена стоянка парка «Нижний Дендрарий» и стоянка у Морского вокзала.
«Самый известные кемпинги в Краснодарском крае: кемпинг-парк «Фамильный» — в самом Краснодаре и кемпинг на термальном источнике «Аква Тоника», которые достойны в других регионах. Все они построены при технической поддержке и консультации нашей сообщества: кемпинг «Аква Тоника» был сделан на грантовые средства Ростуризма. Инвестор же «Фамильного кемпинга» заказывал у нас планировку технического обеспечения», — поясняет президент Лиги караванеров.
Топ-5 элементов комфортного кемпинга
Андрей Артюхов поделился своим взглядом на требования к идеальному кемпингу и выделил пять составляющих кемпинга, необходимых автотуристу для комфортного отдыха.
«Что касается требований мобильного туриста, то, во-первых, кемпинг должен иметь четко обозначенную границами территорию, не обязательно заборами, контролируемую администрацией. В кемпинге должен быть административный блок, где человек, приезжая, мог бы отметиться, оплатить услуги кемпинга. Чтобы была нормальная охрана, хороший подъезд к кемпингу», — перечисляет собеседник.
Вторым важным элементом кемпинга Андрей Артюхов называет просторную, индивидуально оборудованную территорию в кемпинге, отведенную для каждой отдельной семьи.
«То есть, приезжая в отель, мы снимаем номер. В кемпинге мы платим за специально оборудованный участок на земле – питч. Сейчас мы будем уходить от англоязычного названия. В ГОСТах закреплена необходимая площадь этого участка от 75 кв. м. Эта территория тоже должна быть обозначена границами – живой изгородью из клумб или каких-то камушков. Кто-то просто чертит на земле черту. Это граница каждого участка, благодаря которой человек понимает, что к нему в номер уже больше никого не подселят. Он снял этот участок за свои деньги и дальше располагает там свои палатки, гамаки и др.», — отмечает эксперт.
Третьим фактором комфортности должны быть современные душевые и туалеты. Четвертым фактором должно быть подключение к электрическим сетям с помощью удлинителя.
В-пятых, по мнению эксперта, кемпинг должен быть оборудован настолько, чтобы здесь можно было не только переночевать, но и жить в течение нескольких дней.
Кемпинг должен быть оборудован кухней, где можно приготовить пищу. Обязательно на территории кемпинга должна быть создана специальная детская площадка.
Информационный обзор редакции
Анастасия Талызина