Фото: предоставлено компанией «Секрет радости».

Подсластить сотрудничество: как развивается рынок шоколадных подарков в Ростове-на-Дону

Основатели ростовских брендов премиум-шоколада рассказали о вкусовых предпочтениях ростовчан и сложностях при работе с шоколадом на Юге

Основатели брендов премиум-шоколада из Ростовской областирассказали «Деловой газете.Юг», кто сегодня заказывает сладости ручной работы, какой шоколад предпочитают ростовчане, как шоколадные подарки помогают решать рабочие вопросы, как новая логистика поставок и неурожай какао-бобов сказались на ценах на конечную продукцию и почему у производителей шоколада не сложились отношения с маркетплейсами.

Кто заказывает брендированный крафтовый шоколад

Брендированный шоколад Choco Corp с самого начала делал ставку на сотрудничество с крупными компаниями. В числе их клиентов — банки, автомобильные и топливные компании, госкорпорации.

«Наша основная целевая аудитория входит в категорию малого и среднего предпринимательства России. Например, салоны красоты, косметологические клиники, стоматологии, медцентры, розничные магазины», — рассказал основатель бренда Choco Corp Максим Костюков.

Фото: предоставлено Максимом Костюковым.

По словам основателя ростовского дома крафтового шоколада «Шокоманифико» Кристины Гуденица, их клиенты – люди в возрасте 30+ со средним или выше среднего доходом. Как правило, это гурманы и те, кто предпочитает продукты высокого качества. Отчасти это люди, не употребляющие белый сахар и продукты животного происхождения.

«Наш шоколад поставляется в Mozart Wine House, «Вино & Крепыш», «Лисичкино», «Котомка», «ПроВино», «Абрау-Дюрсо», кинотеатр «Горизонт» и премиальные фитнес-клубы. Трюфели и батончики можно встретить во многих кофейнях и чайных Ростова-на-Дону и Краснодара», — отмечает Кристина Гуденица.

Покупатели шоколадного бренда «Секрет радости» — очень разборчивые люди и компании, для которых абсолютным приоритетом является качество продукции, говорит сооснователь компании Павел Змеев.  

«Им нужно нестандартное решение, нужна идея продукта: какой шоколад будет использован в работе, каков дизайн упаковки, из каких материалов он сделан. А поскольку зачастую наши конфеты часто отправляются в другие страны, то и как переносит транспортировку в существующих непростых для поездок условиях», — объясняет Павел Змеев.

Шоколадом и пряником

Крафтовый шоколад ростовских производителей зачастую становится корпоративным подарком на праздники. 

«Иногда компании для корпоративных подарков заказывают действительно качественную и вкусную продукцию. Так, в 2022 году компания «Степь» заказала у нас для своих новогодних подарков шоколад и пряники ручной работы. Пряники, по моему мнению, являются наиболее подходящими продуктами для корпоративных подарков: они вкусные, но их закупка более выгодна компаниям, нежели шоколад», — отмечает Кристина Гуденица.

Фото: предоставлено компанией «Шокоманифико».

На Новый год у компании чаще всего заказывают тематический шоколад: фигурки, растворимые шокобомбы для напитков и апельсиновые цукаты в шоколаде. На Пасху спросом пользуются шоколадные яйца, на 8 марта — шоколад в виде цветов и сердец, на 23 февраля — шоколадные медальки, гранаты и пистолеты.

Пиковые продажи у бренда Choco Corp также наблюдаются во время праздников: Новый год, 23 февраля и 8 Марта.

«Но главный смысл нашего существования — это не изготовление шоколада только в качестве подарков, а создание продуктов, как бизнес-инструментов, которые помогают предпринимательскому делу достигать определенных целей, например, увеличивать такие показатели как retention rate, LTV, повторные продажи, рекомендации и лояльность клиентов. Главным образом шоколад подчеркивает клиентоориентированность, усиливает качественные и классные товары и услуги. Конечно, шоколадки не исправляют некачественный товар или услуги, однако они иногда помогают в разрешении конфликтов», — считает Максим Костюков.

По его мнению, по сравнению с Москвой рынок корпоративных шоколадных подарков в Ростове-на-Дону небольшой. Поэтому ростовский рынок приходится раскачивать — значительного прироста на нем не происходит. За последний год рынок, по данным представителей компаний, подрос в лучшем случае на 15%. При этом у Choco Corp объем продаж в 2024 году вырос на 40% при средней стоимости плитки шоколада в 450 рублей.

Фото: предоставлено компанией «Секрет радости».

По мнению Павла Змеева, в Ростове-на-Дону можно найти много шоколатье, которые создают интересные работы: и крафтовый шоколад, и неплохие решения по упаковке.

«Большинство старается отстроиться от других производителей и стать заметными. В таком бульоне интересно вариться. Так, в прошлом году мы запустили интересный набор конфет, который каждой деталью в дизайне упаковки, внешнем виде и вкусе конфет связан с Ростовской областью. Он пользуется равномерным спросом, поскольку деловая жизнь никогда не затихает — необходимость удивить и порадовать партнеров или клиентов есть всегда», — отмечает сооснователь компании «Секрет радости».

Молочный или с креветкой?

Одни производители шоколадных подарков уверены, что покупатель сегодня привык к классическим вкусам шоколада и не готов тратить деньги на новые вкусы. Другие экспериментируют с новыми сочетаниями и удивляют шоколадных гурманов своими находками.

Так, в линейке бренда Choco Corp сегодня есть три вида шоколада: молочный, темный и горький. Самый популярный из них — молочный. Другие виды шоколада компания не предлагает, поскольку на них нет особого спроса. К тому же изготовление одной небольшой партии шоколада с определенным вкусом будет стоить дороже, чем крупной. Рынок не готов переплачивать за шоколад экзотических вкусов, считает Максим Костюков.

Так минимальная пробная партия шоколадок весом 5 грамм стоит 2,5 тыс. рублей.

Лидером среди ассортимента продукции у бренда «Шокоманифико» тоже является молочный шоколад, но уже с орехами. Как признается основательница бренда, на каждый вид шоколада находится свой любитель. Кто-то целенаправленно приходит за горьким шоколадом, кто-то молочным, а кто-то — за шоколадом с начинкой.

Фото: предоставлено компанией «Шокоманифико».

«Летом популярностью пользуется белый шоколад с манго или ежевикой, который делается на основе какао-масла без добавления сухой части какао. Он легкий, освежающий, не приторно-сладкий и фруктовый. Также в нашей линейке есть темный шоколад с разными добавками, например, с креветкой и сыром. Молочный шоколад есть с миндалем, сублимированной клубникой или малиной. Кроме того, на развес можно купить чистый 100% шоколад», — отмечает Кристина Гуденица.

К слову, белый шоколад со вкусом манго-перец «Тимут» получил премию «Шоколад года» на Coffee Tea Cacao Russian Expo в 2024 году. В ближайшее время ростовская шоколатье планирует выпустить малиновый шоколад с бураком, который уже пришелся по вкусу коллегам на выставке Russian Expo.

По словам Павла Змеева, практически все конфеты бренда «Секрет радости»» состоят из двух-трех видов шоколада: в создании корпуса используется один вид, а в ганаше другой.

Новые пути поставок и неурожаи какао-бобов

Введение западных санкций не могло не затронуть и сегмент производства шоколада.  Изменение логистических цепочек затронуло, прежде всего, поставщиков. Выросла и стоимость бумаги для изготовления брендированной упаковки. Теперь компании закупают расходники с запасом на случай, если у поставщиков их не окажется в наличии.

По словам Павла Змеева, после введения западных санкций пути поставки какао-бобов в Россию просто исчезли. Что коснулось и сырья, и упаковки.

«Трудности были в каждом технологическом процессе. Сейчас я с гордостью могу сказать, что в нашем продукте все точно так же, как и 7 лет назад, за исключением капсул для конфет — это недавно возникшая проблема, и она пока не решена», — отмечает сооснователь компании «Секрет радости».

По его признанию, после ухода зарубежных компаний ростовский бренд шоколада лишился многих постоянных клиентов, поэтому руководству пришлось полностью пересмотреть весь портфель заказов.

Другая проблема, с которой столкнулись производители шоколада в последние годы, — неурожай какао-бобов.

«Еще 2023 году был сильный разрыв в стоимости какао-бобов ординарного сорта и fino de aroma, с которым мы работаем, — рассказывает основательница бренда «Шокоманифико». — В связи большим неурожаем в Африку какао-бобы ординарных сортов стали дороже», — сказала Кристина Гуденица.

По ее словам, в 2024 году ценовой разрыв между ординарами сортами какао-бобов и fino de aroma существенно сократился, но и те и другие очень сильно выросли в цене.

При этом большой сложностью для производителей сегодня является найти шоколад, который не будет содержать заменителей какао-масла и искусственных ароматизаторов.

Выход на маркетплейс в условиях южной жары

Несмотря на рост цен и условия рынка, объем продаж и прибыль у ростовских производителей крафтового шоколада по сравнению с прошлым годом увеличиваются. Выручка в среднем выросла на 40%.  Что говорит о готовности клиентов покупать премиум-шоколад хорошего качества, а также о грамотной работе с корпоративными заказчиками и с интернет-магазинами и маркетплейсами.

Бренд Choco Corp уже около двух лет продает специализированный подарочный шоколад на маркетплейсах. В основном это шоколад в дизайнерской упаковке, тематически направленный на праздник: на День учителя или День бухгалтера, на Новый год или на дни  рождения родственников и знакомых.  Стоимость такого набора примерно 1,5-2,4 тыс. рублей.

«Объем продаж на маркетплейсах у нас пока небольшой. В прошлом году мы продали продукции примерно на 15 млн. В этом планируем удвоить результат», — приоткрыл свои планы Максим Костюков.

Подарочные наборы. Фото: предоставлено компанией «Секрет радости».

С маркетплейсами сотрудничество не задалось далеко не у всех, и тому есть причина – сложность доставки покупателю шоколада через маркетплейс в целом виде в условиях южной жары. В этом сегменте необходимо строго соблюдать температурный режим. С такой проблемой столкнулась Кристина Гуденица, чей шоколад доставлялся через OZON в испорченном виде.

«Поэтому мы будем развивать собственную доставку при заказах через наш сайт, — решила для себя Кристина Гуденица. — Таким образом мы можем обеспечить доставку шоколада в неизменном виде и радовать наших покупателей удивительным вкусом ароматических какао-бобов и нашими авторскими шоколадными сочетаниями».

Основной канал продаж бренда «Шокоманифико» — собственный сайт, где можно заказать и доставку по России.

«Компании находят нас через сайт и обращаются к нам с вопросами о сотрудничестве. В данный момент мы заключаем договор на поставку нашей продукции в винный бутик в город Мелитополь. На прошлой неделе у нас была поставка в «Горячий ключ», фирменный магазин «Атмосфера» производителя алкогольных напитков «Роза Крыма», — отметила собственница бизнеса.

«Компания Choco Corp тоже сегодня работает по всей России. Наибольшая активность, конечно, замечена в Москве и Московской области. На втором месте идет Санкт-Петербург, Ленинградская область. Третье место занимает Ростов-на-Дону. Далее по рейтингу идет Краснодарский край, в том числе и черноморское побережье. К отдельной категории, которая занимает заметную долю активности в плане продаж, относятся Дальневосточный регион, Камчатский край, Приморье и Сахалин», — рассказывает Максим Костюков.

Снова влюбить в настоящий шоколад

Благодаря возможности заказать товар через интернет и получить быструю доставку шоколад ростовских брендов скоро будут знать и любить по всей стране.

«В голове у потребителя возник стойкий стереотип, что заграничный шоколад лучше, чем тот, который производится в России. На самом деле, отечественный шоколад может быть вкуснее бельгийского, швейцарского или итальянского шоколада», — искренне уверена производительница шоколада «Шокоманифико».

По ее мнению, еще одной причиной сложившего стереотипа о посредственности российского шоколада является исторически сложившийся спад на шоколадном рынке в 90-х годах. В 2000-е годы в Россию стали поставлять тертое какао из какао-бобов, которые не имели ярко выраженного вкуса.

У нового поколения российских шоколатье стоит важная задача — несмотря на возникающие сложности, снова привить любовь россиян к качественному шоколаду и дать почувствовать натуральный вкус этого продукта.

Информационный обзор редакции

Кристина Бочарова, Анастасия Талызина