Разрешение на продажу немаркированной одежды в России продлили до 14 сентября 2024 года. Это постановление касается некоторых предметов одежды, которые должны быть обязательно промаркированы в системе «Честный знак» с 1 апреля текущего года. К процессу маркировки будут подключаться производители, импортеры, оптовые и розничные продавцы, независимо от размеров бизнеса и формата торговли. Для маркировки одежды обязательна регистрация в системе «Честный знак». Необходимо описать товары в Национальном каталоге, подключиться к сервису электронного документооборота, приобрести оборудование.
О том, как изменится работа в рамках нового закона, «Деловой газете. Юг» рассказали ростовские дизайнеры.
Маркировка одежды – гарантия качества и законности
С 2021 года на юге России замечено увеличение количества контрафактной одежды. Подделки брендированной одежды можно встретить как на маркетплейсах, так и в магазинах. В 2022 году Южное таможенное управление обнаружило 4,6 млн единиц контрафактной продукции, что значительно превышает показатель предыдущего года – 1,6 млн рублей.
По словам Марины Костенко, дизайнера, основателя бренда одежды «Mary Me» и сети магазинов «Бель Мода», законопроект возник в связи с потребностью людей в приобретении подлинного и качественного продукта, в желании обезопасить себя.
«Сейчас на рынке одежды часто можно встретить неоригинальные товары. Иногда покупатель не знает о том, что товар является контрафактным. Маркировка подтверждает законность выпуска одежды», — отмечает эксперт.
Фото: предоставлено DNK RUSSIA.
Маркировка одежды дает потребителю гарантию качества продукции. Уникальный цифровой код несет в себе информацию о товаре: от его создания до появления на полках магазинов. Покупателю доступны сведения о выпуске одежды, производителе, составе, виде товара. Одна из основательниц и главный дизайнер брендов одежды DNK Russia и DNK.Kids Анна Ничкова считает, что новый законопроект необходим для отслеживания пути товара от стадии производства до продажи.
«Этот законопроект нацелен на борьбу с продавцами, которые продавали товар в обход налогов, таможенных платежей», — отметила Анна Ничкова.
Обязательные требования к маркировке одежды
Каждый текстильный продукт снабжен уникальным двумерным кодом Data Matrix. Этот код размещают на потребительской упаковке, этикетке или ярлыке. Потребитель имеет возможность с помощью мобильного приложения «Честный знак» отсканировать код и получить все данные о товаре. В Data Matrix содержатся международный код GTIN, индивидуальный серийный номер товара, ключ и код проверки.
Соосновательница бренда DNK Russia и DNK.Kids Ольга Ничкова отмечает, что товар должен быть сертифицирован, несмотря на место производства. Товары, которые были созданы за рубежом, также подлежат отметке в системе «Честный знак».
«Необходимо вносить все характеристики товара (вес, размер, цвет, фасон, модель, вид товара). На маркировку одного вида одежды уходит от двух часов», — поделилась эксперт.
Data Matrix часто принимают за QR-коды и линейные штрихкоды, хотя это разные методы кодирования информации. Однако только Data Matrix используется в системе маркировки. Этот уникальный двумерный код генерирует «Честный знак», поэтому использование другого кода невозможно. Без возможности отслеживать товары в системе мониторинга продукция считается нелегальной.
Система «Честный знак»: какие товары не подлежат маркировке
Некоторые товары не требуют обязательной маркировки по системе «Честного знака». К ним относятся: майки, ночные рубашки, халаты, купальные костюмы, гольфы, медицинские костюмы. Также маркировка не требуется для бывшей в употреблении одежды (second-hand), сшитой на заказ в ателье и ввезенной для демонстрации на выставках и ярмарках.
По мнению Марины Костенко, код Data Matrix коснется всех товаров. Маркировка вводится постепенно, поэтому стоит ждать изменений в законопроекте в скором времени.
Фото: предоставлено DNK RUSSIA.
Минпромторг планирует расширить с 1 марта 2025 года список товаров легкой промышленности, подлежащих обязательной маркировке. Соответствующий проект поправок опубликован в постановлении Правительства Российской Федерации от 29.06.2024 № 883 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Какие сложности могут возникнуть при маркировке одежды
Процесс работы с одеждой и текстильными изделиями занимает достаточно большое количество времени. По словам экспертов DNK Russia и DNK.Kids, на маркировку товара одного вида уходит порядком двух часов. Это связано с тем, что произведенный продукт должен пройти несколько обязательных процедур для получения «Честного знака».
«Сначала производителю одежды нужно получить документацию на свою продукцию. Далее в «Честном знаке» получить код, после ввести в оборот и только после этого продавать товар. Для производителя получение кодов – это долгий процесс. К сожалению, работа «Честного знака» еще не мобильна, можно сказать, что «сыра» — комментирует процесс получения маркировочного знака Марины Костенко.
За последние два года замечены активные изменения в постановлениях о системе «Честного знака». Во многом эти перемены влияют на работу производителей и продавцов товаров. Новая введенная в перечень обязательных товаров продукция требует временного приостановления в продаже. По мнению основательницы бренда Mary Me, первое время себестоимость одежды может увеличиться, так как производители станут больше тратить времени на получение необходимого кода.
Фото: предоставлено Mary Me.
«Постоянные изменения в работе «Честного знака», а также установка дополнительных программ для работы усложняют процесс. Пока мы сами адаптируемся под условия, изучаем информацию и применяем ее на практике», — говорит Ольга Ничкова.
Немаркированный товар необходимо заново ввести в оборот, заполнить заявку и отправить на получение кода. Нередко это занимает много времени. Для товара из-за рубежа тоже существуют свои правила.
«После ввоза товара и уплаты всех таможенных платежей продавец должен заказать коды маркировки, заполнить и отправить таможенную декларацию, получить одобрение таможенного органа и затем ввести их в оборот», — делится Анна Ничкова.
Кристина Бочарова, Алина Гафарова