Фото: предоставлено Анна Оруджевой.

Туризм под парусом: перспективы развития яхтинга на юге России

Основатели краснодарских и ростовских яхт-клубов рассказали о востребованных маршрутах и проблемах отрасли

Эксперты прогнозируют рост спрос на яхтенный туризм в России в три раза. Только с 2022 года интерес к яхтенным турам вырос вдвое, спрос растет как на поездки за границей, так и внутри страны. Такие данный приводит Российский союз туриндустрии со ссылкой на главу комиссии РСТ по яхтенному туризму, директора территориальных проектов в яхтенной компании ООО «Сила ветра» Анну Носову.

Концепция развития яхтенного туризма в России на период до 2030 включает в себя развитие инфраструктуры в уже существующих центрах яхтенного туризм в Краснодарском и Приморском крае, Республике Крым и Севастополе, Москве и Санкт-Петербурге, а также развитие яхтенного туризма в ряде приволжских городов. Даже в Магадане к 2026 году должен появиться Морской туристический центр.

«Деловая газета. Юг» опросила представителей яхтенного рынка Краснодарского каря и Ростовской области, кто сегодня является основным посетителем южных яхт-клубов, какие услуги пользуются наибольшим спросом, почему отсутствие причалов и культурной программы в городах являются препятствиями на пути развития яхтенного бизнеса.

Хождение по воде — на любой кошелек

Акватория южных морей и рек интересует туристов разного дохода и разного рода деятельности, поэтому спрос на услуги яхтенных кубов в летнее время весьма высок, отмечают представители рынка. Так, например, люди, приезжающие в Ростов-на-Дону, желают посмотреть на город с воды.

По данным управляющей ростовским яхт-клубом Regatta Анны Оруджевой, в 2024 году гостей, которые едут на море и запланировали остановку в Ростове на 1-2 дня, стало больше – «их привлекает  культурная составляющая города».

«В 2023 году мы приняли более четырех тысяч гостей. В этом году планируем принять больше. Уже видно увеличение количества клиентов. В среднем, посетителей яхт-клуба стало на 20% больше за апрель-май 2024 года, чем за тот же период прошлого года. Безусловно, это связано и с увеличением турпотока в Ростовскую область и с тем, что в прошлом году у нас была совершенно неяхтенная погода. Апрель и май были страшно холодными», — комментирует Анна Оруджева.

Управляющая яхт-клубом YK (Ю КЕЙ) в Геленджике Юлия Колесникова отмечает, что целевая аудитория посетителей яхт-клуба абсолютно разная, поскольку ценовая политика позволяет выбрать услуги как людям со средним достатком, так и бизнесменам. Ее яхт-клуб ежегодно посещают более 300 тыс. клиентов в год.

Оба руководителя говорят о росте цен на топливо и обслуживание судов. По словам Юлии Колесниковой, на обслуживание моторов, общую диагностику, замену деталей и технические жидкости, уходит более 150 тыс. рублей в месяц.

«Стоимость прогулок на отечественных катерах в связи с ростом цен на топливо мы не меняли, несмотря на снижение рентабельности. Поскольку это наиболее востребованная категория, мы решили сохранить для гостей условия прошлого года. Стоимость на английскую, голландскую яхты и американский катер поменялась, поскольку значительно увеличилась стоимость владения и обслуживания: требуются оригинальные, редкие запчасти, которые сейчас достать трудно. Логистика сложная и дорогая, и это отражается на стоимости владения и, как следствие, на цене услуг», — подчеркивает Анна Оруджева.

От личных фотосессий до бизнес-встреч

Эксперты в мире яхтинга отмечают несколько тенденций в выборе отдыха на воде. Так, клиенты приезжают из разных регионов в яхт-клубы не только, чтобы отдохнуть, но и для обсуждения профессиональных вопросов. В последнее время набирает популярность корпоративные встречи на яхтах.

«Сейчас наметился тренд проводить корпоративные мероприятия на яхтах. Здесь собираются либо филиалы на базе Ростова-на-Дону для проведения бизнес регаты, либо вип-клиенты из других регионов для участия в парусных соревнованиях. Этот хороший бизнес-тренд сейчас набирает обороты в мировом маркетинге», — сообщает управляющая яхт-клубом Regatta.

В услуги некоторых клубов входят фотоссесии, рыбалка и обучение вождению судами. По мнению Юлии Колесниковой, в Краснодарском крае популярными направлениями являются морские прогулки, аренда яхты, а также рыбалка. В Ростовской области чаще всего гости арендуют прогулки на яхтах с капитанами. 

«Здесь есть варианты для любого бюджета. У нас 10 собственных судов. Очень популярен вариант прогулки на катере вместимостью на 11 человек. Есть, конечно, и премиальный уровень, которым часто пользуются бизнесмены для проведения деловых встреч. Иногда такой вариант арендуют для романтических свиданий, свадеб или юбилеев», — комментирует Анна Оруджева.

Тренд на фотосессии на яхтах тоже имеет место быть — Regatta развивала эту тенденцию совместно с ростовскими фотографами. Пик этого направления пришелся на 2022 год, но сейчас фотосессий становится меньше, а прогулок больше.

Поменять законодательство и построить марины

Согласно концепции развития яхтенного туризма, на Черноморском побережье Краснодарского края расположены девять объектов яхтенной инфраструктуры, способных вместить до 600 судов. Однако только два из них являются специализированными современными маринами — «Сочи Гранд Марина» и порт «Имеретинский». В Краснодарском крае разработана концепция развития инфраструктуры яхтенного туризма на Азовском и Черном морях. Она предполагает реализацию инвестпроекта по строительству сети марин в городах Черноморского побережья, таких как Анапа, Новороссийск, Геленджик, Сочи и Туапсе.

На Азово-Черноморском побережье наблюдают дефицит стоянок в 10 тыс. мест. Эксперты отмечают острую нехватку стоянок для судов и связывают ее со сложностью и несовершенством законодательной составляющей.

По словам юриста ООО «Терра» и яхт-клуба «5 причал» Андрея Калашникова, проблема до сих пор не решена. Кроме того, она во многом тормозит развитие яхтенного бизнеса. По его словам, требования к нефтеналивному порту Туапсе и к яхт-клубу абсолютно одинаковые.

 «У нас много целей, но мы упираемся в несовершенное законодательство касаемо водных ресурсов. Есть концепция развития яхтинга. И одним из основополагающих моментов является изменение действующего законодательства, потому что на сегодняшний день очень тяжело работать с водой. Мы не можем построить слип, устройство для трап-лифта. Если во время стройки чуть-чуть касаешься воды, то это катастрофа. Сразу приедут экологические экспертизы. Все это в совокупности делает невозможным развитие яхтинга», — комментирует проблему Калашников.

На стоянке яхт-клуба «5 причал» насчитывается 100 мест для судов. В год увеличение клиентов насчитывает около двух человек.  По словам юриста, у клуба имеется желание расширить территорию стоянки, однако они не могут этого сделать из-за трудностей с законодательством.

«Дефицит стоянок никуда не пропал. У нас не построено ни одной новой стоянки, ни одной марины. Насколько я знаю, в Геленджике идет вялотекущий процесс строительства полноценной марины. А больше нигде нет», — сообщает Калашников.

Управляющая клубом Regatta Анна Оруджева также отмечает ряд проблем на пути развития яхтинга на Юге. Прежде всего, хотелось бы располагать большим количеством яхтенных маршрутов. Сейчас, по ее словам, необходимые для яхт причалы и культурная программа в Ростовской области присутствуют только в станице Старочеркасской.

«Если мы поедем с вами, например, в сторону Азова, то в этом городе негде причалить. Если мы пойдем в Дельту Дона, где река впадает в Азовское море, там потрясающие красивые места, но опять же, сложности с тем, чтобы пришвартоваться и, например, накормить гостей. Поэтому ждем развития причальной инфраструктуры в Ростове-на-Дону и за его пределами», — вздыхает собеседница.

Научиться яхтингу

На Юге России действуют несколько спортивных школ, которые бесплатно учат детей управлять яхтами. Директор ростовского ООО «Я/К Аврал» Любовь Ковтун отмечает, что в их учреждении принимают детей с девяти лет, но можно обучаться и с семи. К девяти годам они будут уже ходить под парусом и конкурировать с более старшими ребятами.

«Обучение абсолютно бесплатно. Если у родителей есть желание приобрести для своего ребенка комбинезон, спасательный жилет или что-то другое, то они осуществляют это добровольно. От способностей ученика зависит его спортивный потенциал. Кто-то может запомнить, как завязывать узел за две минуты, а кто-то и за неделю не выучит. Обучающимся предоставляются детские классы яхт, а также такие суда как «Оптимист» и «Кадет», — сообщает Любовь Ковтун.

Взрослым для управления катерами или яхтами требуется удостоверение судоводителя. Его выдает государственная инспекция по маломерным судам лицам после того, как они сдали успешно теоретический и практический экзамены.

По словам Анны Оруджевой, обучение вождению судном допускается как в онлайн-формате, так и в оффлайн-формате. Более того, госинспекция по маломерным судам не требует никаких свидетельств или удостоверений по окончании таких курсов, поскольку для сдачи допускается самоподготовка. Имеется возможность скачать приложение на компьютер или на телефон, готовиться самостоятельно, написать заявление, сдать экзамен. Государственная инспекция по маломерным судам проверит, знаете ли вы теорию, знаете ли вы практику и можно ли давать вам права.

«У нас есть курс тренировок по парусному спорту, в рамках которых инструкторы делятся профессиональными навыками. По прохождении данного курса из восьми занятий, вы научитесь тому, что потребуется делать в гонках на парусных яхтах. Сейчас в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Геленджике, Казани, Нижнем Новгороде проводятся довольно много любительских или полупрофессиональных регат», — говорит Анна Оруджева.

По мнению Андрея Калашникова, обучение взрослых людей вождению яхтами, сейчас находится в состоянии застоя, проводить соревнования остается непростым делом на рынке яхтинга. Его клуб потратил немало средств, чтобы войти во Всероссийский реестр объектов спорта и проводить официальные соревнования. По словам Калашникова, закон о соревнованиях был написан для стадиона, но никто не подумал, что соревнования могут проходить и на воде.

Кристина Бочарова

Информационный обзор редакции

6+