Фото: предоставлено Александром Кочетовым.

От вожатого до предпринимателя: как превратить любовь к вечеринкам в световой бизнес

Как поставщик светового оборудования из Ростова стал организовывать свадьбы и фестивали

Финалист конкурса «Молодой предприниматель Ростова 2024» Александр Кочетов рассказал «Деловой газете. Юг», как наладить отношения с партнерами, почему рынок отечественного светового оборудования только начинает развиваться и из чего складывается цена радости.

От вожатого до предпринимателя

— Как возникла идея вашего проекта? С какого года он реализуется?

— В 2019 году я стал вожатым в российском студенческом отряде (РСО) в самом массовом педагогическим на данный момент отряде юга России — «Юга». С коллегой отлично закрыл первые смены. Чтобы дети выиграли звание «лучшего отряда», мы приложили максимум усилий и даже отдали на канцелярскую продукцию все свои вожатские зарплаты, которые составляли на тот момент 7 тыс. рублей. По итогу, наш 25-й отряд стал лучшим среди 26 других в лагере.  После меня заметила руководитель РСО Ксения Посевина и предложила ставку диджея в лагере «Золотой колос». Тогда я понял, что проведение мероприятий – это то, чем я вообще хочу заниматься по жизни.

— Вы участвовали в конкурсе «Молодой предприниматель Ростова 2024» и заняли 3-е место? Собираетесь ли вы в следующем году попробовать себя снова в этом испывтании?

— Конечно же, собираемся участвовать в конкурсе снова. Попал на него по рекомендации друзей и даже стал партнером этого мероприятия — мы на бесплатной основе поставили туда световое оборудование. Это никак не сказалось на оценках жюри, что здорово. Я считаю, что все заняли те места, которые должны были получить.

Фото: предоставлено Александром Кочетовым.

Хотим пробовать себя на международной арене, сейчас думаем выйти на рынок Франции. Пока очень много вопросов, будут ли какие-то ограничения в связи с ситуацией в мире. Также в планах открыть филиальную сеть в Краснодаре, Сочи, Москве и Воронеже.

Репутация стоит дорого и складывается из качественной работы

— Как именно происходит организация мероприятия под ключ?

— Можем разобрать организацию мероприятий на примере свадьбы. Стоимость услуги зависит от технического задания заказчика. Первый вариант: клиент берет для праздника два световых прибора. Он приезжает на склад, подбирает технику и уезжает — из этого складывается одна цена. Второй вариант: клиент выбирает услугу под ключ. В ее стоимость уже будет входить доставка, аренда переноски, передатчики, пульты управления светом, оплата монтажнику и специалисту на площадке.

— Каким принципом вы руководствуетесь при выполнении работы?

— Самое важное, что есть в любой компании — это репутация. Как выяснилось в ходе работы, репутация стоит огромных денег. Бывают заказы, которые мы берем себе в убыток. К примеру, мы можем взять заказ на 10 тыс. рублей, а потратить на реализацию 60 тыс. рублей. Убыток связан со многими нюансами. Это может быть как неожиданная поломка рабочего автомобиля, так и срочная закупка дорогостоящего оборудования. Иногда мы покупаем технику, по качеству превышающую изначальный запрос заказчика. Он это видит, ценит и понимает.

Фото: предоставлено Александром Кочетовым.

Конкурентный рынок выбирает оперативных

С какими запросами чаще всего приходят клиенты?

Заказы мы условно разделяем на мелкие, средние, большие и масштабные проекты. Основной пул – это мелкие заказы, которые поддерживают точку безубыточности организации. В средних проектах у нас есть договоренность на аренду оборудования  с клиентами. Большие проекты — это те, которые мы выполняем с партнерами. В масштабных мероприятиях речь уже идет о концертах больших звезд.

К отдельной категории относятся заказы государственного сектора взаимодействия B2G. Здесь работа направлена на налаживание связей в госсекторе. Как таковой сверхприбыли в этом сегменте нет, потому что хорошо работают порталы государственных закупок. Как правило, выигрывает минимальная цена, а не качество. Качество просто должно соответствовать техническому заданию заказчика.

Фото: предоставлено Александром Кочетовым.

Запросы клиентов максимально разнообразные. В нашем бизнесе есть сезонность, во время которой наблюдается наибольший спрос на услуги.  В летний сезон больше всего обращаются со свадебными мероприятиями. Ближе к зиме, как правило, обращаются за организацией корпоративов. У выпускных свои летние месяцы. В течение года обращаются с днями рождениями.

— Если у клиента мероприятие на следующий день и ему нужно полностью оборудовать помещение, вы возьметесь за такой заказ?

— Как правило, человек обращается за оборудованием, которое ему нужно было еще вчера. Конкурентный рынок выбирает тех, у кого есть собственная техника, свой транспорт. Даже, если мы рассматриваем возможность поездки по грузовому тарифу или с помощью каршеринга, то это все равно займет больше времени, нежели добираться своим автомобилем.

— С какими партнерами вы работаете? Как удалось наладить с ними рабочие отношения?

— Сейчас у компании насчитывается порядка 60 партнеров, из которых 10 являются основными. Мы обращаемся к ним, когда возникают запросы больших проектов. Зачастую на концерты идет райдерное оборудование, которое является сверхдорогим. Также, в основном, к сожалению, оно импортное. При организации крупных мероприятий происходит субаренда у партнеров.

Предпринимателю важно уметь выстраивать взаимоотношения с партнерами, ведь без их помощи могут не реализоваться некоторые проекты. Налаживание контактов в бизнесе — это сложный процесс, поскольку прежде всего над этим нужно работать. Я нахожу партнеров либо на фестивалях, форумах или выставках, либо в интернете. Стоит отметить, что личное знакомство в сфере организаций мероприятий превышает количество партнеров, которых мы нашли по интернету.

Санкции как двигатель отечественного рынка мероприятий

Где вы закупаете необходимую технику?

— На мой взгляд, техника — это боль всех тех людей, которые занимаются оборудованием мероприятий. В нашей сфере есть понятие как райдерное, бытовое и полупрофессиональное оборудование. К сожалению, райдерное оборудование большинство импортное. Важно сказать, что совсем недавно был введен пакет санкций, который в принципе запретил покупку райдерного оборудования. Я надеюсь, что данное нововведение перестроит нашего производителя на выпуск качественного отечественного оборудования.  У нас есть такие примеры, но большинство артистов чаще всего просит импортную технику. Но мы и сами стали выпускать свою технику.

Фото: предоставлено Александром Кочетовым.

В какую цену обходится оборудование? Из чего складывается цена услуг?

— Стоимость оборудования различна. Так, комплект света на свадьбу в базовом варианте с очень простыми приборами может стоить 1 млн рублей. Потом заказчики удивляются, почему за оборудование, которое превышает эту сумму, мы просим больше 10 тыс. рублей. Многие клиенты не понимают, почему за свет может быть такая цена. Но при этом стоит посмотреть на картинку и увидеть разницу «до» и «после».

Какое оборудование чаще всего берут в аренду?

— В аренду берут абсолютно разное оборудование. Начинается все с банальной переноски, в которую необходимо подключить 2-3 прибора. Могут взять дистрибьютор, который преобразует 380 вольт, арендовать такелажную продукцию: подвесы, лебедки, цепи, спансеты и другое.

— Что можете посоветовать начинающим предпринимателям?

— Неожиданно, но хочу посоветовать предпринимателям быть ленивым. Здоровая лень — это то, что развивает бизнес. Для меня она служит хорошим мотиватором, потому что я смотрю наперед и понимаю, что лет через 10 смогу спокойно уйти от управленческой рутинной деятельности и заняться стратегическим планированием, которым должен заниматься директор. Конечно же, нужно много делать в рамках своего проекта и при этом всем быть немного эгоистом. Заниматься исключительно своим делом, своей компанией. Только после того, как вы встаете на ноги, тогда помогайте другим. Иначе вы распыляетесь и помощь становится некачественной. Именно конкурентный рынок создает уникальные продукты. Я говорю о MAD маппинге, 3D-проекциях, генеративной графике. Это довольно эксклюзивные продукты.

Кристина Бочарова

Редакция «Деловая газета. Юг» поддерживает малый и средний бизнес и рассказывает истории создания локальных брендов. Этим некоммерческим проектом в рамках озвученной президентской политики мы хотим поддержать предпринимателей, которые решились на создание своего дела.

Герои серий постоянных редакционных обзоров «Деловая газета. Юг» — представители МСП, многие из них только в начале своего пути, но им уже есть чем поделиться, рассказать, какие шаги в развитии своего дела были удачными, а где они совершили ошибку.

О важность поддержки МСП неоднократно говорил президент России Владимир Путин. В своем послании 29 февраля 2024 года он обратил внимание, что малый и средний бизнес вносят все более значимый вклад в экономический рост.

«Нужно создать все условия, чтобы малые и средние компании развивались динамично, а качество этого роста повышалось за счет высокотехнологичных направлений производственного бизнеса», — заявлял глава государства.

Также ранее Владимир Путин обозначал необходимость поддерживать и способствовать продвижению отечественных брендов на всех уровнях, в том числе в СМИ, социальных сетях и новых медиа.

Информационный обзор редакции