Фото: freepik.com.

Как руководителю завоевать и удержать авторитет подчиненных

Бизнес-коуч с многолетним стажем поделилась советом о том, как авторитет руководителя может помочь завоевать доверие сотрудников

Что такое авторитет руководителя, чем руководитель отличается от лидера, как эмоциональный интеллект и эмпатия могут повысить авторитет, рассказала бизнес-коуч, тренер Мария Езус.

Харизма как основа авторитета

Авторитет — это способность определенной личности влиять на убеждения и деятельность людей. Как правило, авторитет обусловлен наличием качеств, которые возвышают их обладателей над другими людьми, дает определение Мария Езус.

Бизнес-коуч, тренер Мария Езус

«Это могут быть таланты, компетенции, образование, профессиональный опыт. В конце концов, черта характера. Одной из самых главных черт характера для руководителя является наличие харизмы. Это набор определенных качеств, которые позволяют человеку вести за собой людей. Когда у человека есть харизма, за ним пойдут многие», — поясняет эксперт.

Авторитет, говорит Мария Езус, также основывается на определенных действиях человека, его достижениях. При этом у одних легко получается заработать авторитет, другие же сталкиваются с трудностями. По мнению эксперта, все зависит от того, какими качествами обладает человек и как умеет их применять в своей деятельности.

Доверие начинается с внешнего вида

Бизнес-коуч разделяет авторитет руководителя и авторитет лидера. Руководитель — человек, который возглавляет коллектив де-юре. Ему даны административные ресурсы, и он действует в системе формальных отношений. Лидер же — человек, который является вдохновителем, он действует в неформальном поле.

Авторитет руководителя основан на уважении и доверии. А там, где есть уважение и доверие, всегда речь идет о репутации — как личной, так и профессиональной.

«Чтобы начать формировать авторитет, завоевывать уважение своих коллег, сотрудников, подчиненных, нужно выстроить базис. База начинается с того, как мы выглядим. В зависимости от того, чем вы занимаетесь, каким вы занимаетесь бизнесом, в какой сфере вы заняты, каких людей вы возглавляете, очень важно, чтобы вы выглядели в соответствии с этой ситуацией и с тем функционалом, который выполняете», — советует Мария.

Конечно, отмечает эксперт, одежда и прическа не говорят окружающим о том, насколько человек профессионален и какими знаниями обладает, но первое впечатление влияет на восприятие человека.

«Покажите свою самую лучшую улыбку — и вперед», — советует Мария Езус.

Невербальные и вербальные особенности и ценности руководителя

Многое о человеке могут рассказать и невербальные проявления. Они могут выдать даже то, что человек не хотел бы показывать. Поэтому эксперт советует учиться контролировать себя, для этого существуют специальные упражнения.

«Но самый лучший способ — даже когда вы готовитесь к беседе со своими сотрудниками или к совещанию — обязательно набрасывайте скелет вашего выступления и тренируйте вслух тембр голоса и быстроту речи. «Это поможет завоевать доверие других людей», — рекомендует Мария Езус.

На репутацию руководителя также влияют его ценности: они привлекают людей, которые смотрят на мир аналогичным образом.

«Если говорить о ценностях, то всегда нужно начинать с себя. Чем бы мы ни занимались — работали на себя или были руководителем бизнеса, у каждого из нас есть своя индивидуальная миссия. Мы всегда все делаем ради чего-то. И вот первая группа вопросов, которые стоит себе задать: «Почему? Ради чего?» После ответа на эти вопросы мы спрашиваем дальше: «Какую ценность я создаю для себя на этой работе, в этой профессии, деятельности?» И после того, как вы определитесь с тем, какую ценность создаете для себя, важно определиться, что вы делаете для других в этой профессии. Важен баланс между «брать» и «давать», — пояснила Мария Езус.

Даже реализуя собственные амбиции, подчеркнула эксперт, нужно задумываться, что благодаря тебе получат окружающие. Только после этого стоит задать вопрос: «Каким образом я создаю ценность для себя и для других людей?» Финальным станет вопрос себе: «Что именно я делаю?»

«Таким образом, совершенно не первостепенно, чем я занимаюсь, важнее, для чего я делаю что-то и каким образом я этого достигаю. Когда мы ищем людей в команду, то самыми важными как раз таки являются совпадения ценностей. И уже в последнюю очередь важно, что именно я делаю. Поэтому нужно выбирать себе профессию не по названию, а по смыслу», — считает спикер.

Что дает авторитет руководителю и команде

Мария Езус выделили три причины, по которым руководителю важно завоевывать и сохранять авторитет.

Во-первых, возрастает сплоченность и вовлеченность команды, также снижается текучесть кадров. В результате возникает синергетический эффект

Во-вторых, процесс прохождения кризисов в коллективе с авторитетным руководителем протекает легче.

В-третьих, сотрудники становятся более самостоятельными и проактивными, а рабочие задачи решаются быстрее.

Что поможет сохранять авторитет

Немалое значение в удержании авторитета имеет способность быть эмпатичным. По мнению эксперта, люди с развитым эмоциональным интеллектом умеют слушать и понимать других, уважают чужое мнение и могут учесть его при принятии решения. Эмпатия помогает создать связь с людьми, что увеличивает доверие и уважение к вам.

Также важно делиться с командой стратегией развития — это поможет сотрудникам осознать, каких целей нужно достичь и к какому результату приведет выполнение рабочих задач. Когда команда понимает, что предприниматель доверяет ей стратегию, это не только повышает мотивацию сотрудников, но и способствует росту уважения.

Эксперт также советует относиться к ошибкам как к возможностям. Вместо того, чтобы искать причину и перекладывать вину, эффективный руководитель смотрит на ошибки как на возможность для учебы и роста. Это создает образ человека, способного к самокритике и самосовершенствованию, что придает ему больший авторитет в глазах окружающих.

Также Мария Езус рекомендует руководителю быть нейтральным, не выделять любимчиков среди подчиненных — это провоцирует рост недовольства со стороны тех, кому не оказано подобных привилегий. Стоит выстраивать отношения с каждым сотрудником на равных.

Вовлекайте других и будьте вовлеченным и заинтересованным. Каждый сотрудник хочет чувствовать, что в нем нуждаются. Мудрый руководитель делегирует задачи и доверяет другим. Вовлечение сотрудников в процессы показывает, что вы цените их навыки и мнения, что помогает построить взаимное уважение и доверие.

Кроме того, Мария Езус рекомендует развивать корпоративную культуру. По ее мнению, важно формировать у команды чувство общности и принадлежности к единой цели. Это станет частью нематериальной мотивации, которая будет поддерживать сотрудников. Руководитель, который заботится о том, чтобы сотрудникам было интересно работать и отдыхать, будет вызывать лояльность и уважение, заключила эксперт.

Анастасия Талызина