Фото: предоставлено Оксаной Лысекно.

Как создать театр, где актеры платят за участие в спектаклях

Основательница частного театра рассказала о сложностях своего творческого бизнеса

Оксана Лысенко — творческий предприниматель из Ростова-на-Дону, которая основала свой «Театр Миссис ЛО» и делает из обычных людей настоящих театральных актеров. Для участников театральной труппы такая деятельность – возможность прокачать свои навыки выступления перед публикой, попасть в креативную среду и добиться успеха на новом поприще.

О том, возможно ли научить любого театральному искусству, как собрать актерский состав, поставить пьесу, договориться с площадкой о проведении постановки и окупить расходы, «Деловой газете.Юг» рассказала выпускница истфака, экс-худрук ЮФУ, создательница ивент-агентства Оксана Лысенко.

Вместо профессиональных актеров — участницы женского клуба

По словам собеседницы, в театр ее «занесло еще в университете, да так и не отпустило». По окончании истфака она проработала 14 лет худруком в родном РГУ (ЮФУ), потом открыла ивент-агентство. В течение 15 лет организовывала события для таких клиентов, как Сбер, «Норникель», «Агроком», «Белая Дача» и десятки других. В 2019 году Оксану стала одолевать тоска по нереализованной давней мечте, тогда она решила делать иммерсивный театр — первый на тот момент в городе.

Фото: предоставлено Оксаной Лысенко.

«Написала пьесу — детектив, в котором действие происходит сразу в пяти локациях, а зрители должны вычислить похитителя. В качестве площадки выбрала отель «Рэдиссон», для которого я делала открытие. Набрала труппу профессиональных актеров из ростовских и таганрогских театров. Вложила в проект полмиллиона… Позвала на премьеру Жигунова — приехал. Думала, запущу на постоянку, но сыграла всего три спектакля. Не сумела оторвать себя от клиентских проектов на 100%. Кроме того, очень туго шли билеты — отложила до лучших времен. А тут и пандемия подоспела… И я выгоревшая на ивентах и не видящая в них своего счастливого будущего, закрыла агентство», — поделилась собеседница.

Во время пандемии коронавируса Оксана вошла в женский клуб, его участницы, узнав ее творческий бэкграунд, попросили поставить с ними спектакль. За два месяца была поставлена «Аррива!», где все роли играли непрофессиональные актрисы, которые до этого на сцену выходили только в школе — аттестат получать.

«Аррива!» — спектакль, созданный по постам из соцсетей. По мнению создательницы театра, неожиданно постановка получилась яркой, сочной и динамичной — вместо одного раза по просьбам зрителей ее сыграли три раза.

Еще два спектакля — год спустя

После дебютного спектакля театральная труппа распалась примерно на год, но собравшись снова, начинающие актрисы поставили сразу два спектакля.

Первый из них — «Любовь, которая сбудется», поставленный на стихи ростовской сетевой поэтессы. Эти стихотворения легли в основу пьесы Оксаны Лысенко о простых женщинах.

Фото: предоставлено Оксаной Лысенко.

«Играли мы его пять раз — каждый раз на новых площадках. Следом за этим спектаклем мы выпустили еще и благотворительную постановку по казачьим сказкам «Талалайки». Тут мы уже собрали «Пересвет-Арену». Это был настоящий фурор. Тогда мои актрисы, в миру — предпринимательницы, заговорили о репертуарном театре. И понеслось…», — вспоминает бизнес-леди.

Свое помещение для театра

Серьезный подход к организации работы театра потребовал создания собственной площадки, на что ушло несколько месяцев. В результате был найден небольшой особняк в Нахичевани — всего на 20 зрителей, но «подкупил» этот выбор фасад здания, оплетенный виноградом. Основательница театра подумала, насколько это потрясающая декорация для спектаклей.

«У меня ж «вИденье» — я сразу начинаю видеть картинки проектов. И я взяла в аренду этот дом, а в нем никто 20 лет не жил. Он такой себе… сорокалетний старикан не самой качественной постройки», — рассказывает предпринимательница.

Фото: предоставлено Оксаной Лысенко.

Чтобы отремонтировать помещение, пришлось брать кредит, а чтобы его вернуть — вновь вернуться к ивентам.

«Я одной рукой стенку крашу — другой клиентам концепции пишу. В августе назначила открытие, собрала своих актрис, порепетировали, раздали пригласительные, сделали открытие… И тут бы врываться и ставить, ставить, ставить… Но нет — актрисам надо было отдохнуть, и они разъехались. В сентябре такая же история — никак их не собрать. И я стала новых звать. Так появились у меня в театре актеры-мужчины и женщины с иным взглядом на проект», — делится Оксана Лысенко.

Прокачиваешь навыки на сцене

Участие в театральном проекте платное: оплата вносится ежемесячно, вопроса, за что они платят, ни у кого не возникает, говориь основательница театра.

«Это прокачка множества скилов и избавление от тысячи комплексов. Мы здесь преодолеваем и страх публичных выступлений, и работаем с эмоциями, над пониманием характеров, чувств, реакций других людей.  Это постоянные новые задачи и волей-неволей тренировка для мозгов и уход от старения. У нас проходят занятия по актерскому мастерству и сценической речи, серьезная работа над ролью. Мы учимся думать над значением слов и смыслов», — объясняет основательница театра.

Фото: предоставлено Оксаной Лысенко.

Театр, по словам Оксаны Лысенко, — это клуб, где люди общаются и делают совместное дело. Кроме того, участники проекта буквально «купаются в любви зрителей и вдохновляются ею». Многие из посетителей приходят на спектакли еще и еще.

«Мы учимся не фальшивить. Мы не можем себе позволить играть «проходные спектакли», поскольку пространство маленькое — актеры не просто как на ладони, они в одном шаге от зрителя. Часто мы и зрителей вовлекаем в действие», — рассказывает Оксана.

Четыре спектакля в репертуаре

Сегодня частный «Театр миссис ЛО» представляет своим зрителям четыре спектакля. Первый — легендарная «Злая Фуфа» по воспоминаниям Фаины Раневской, актрисы играют не Фаину, а ее чувства. Спектакль «ЧехОрда» начинался как сборник юмористических рассказов Антона Чехова, но к лету 2024 года превратился в «Дачную ЧехОрду». Сейчас действие происходит на мелиховской даче Антона Паловича, где гостят писатели, актеры и художники, посетителей угощают пирогами и вареньем из таза. Спектакль «Аррива!» — немного дерзкий, в нем семь актрис в красном играют короткие скетчи о Ростове, а в завершении истории зрители плачут от счастья.

Постановка «Тореадор» была создана мужчинами-актерами театра.  

«Когда мы с девочками стали ставить «Арриву», мальчики взревновали. И я кинулась искать пьесу для них. Случайно наткнулась на пьесу Горина и Арканова — такое прелестное наивное советское ретро, очень-очень милое — «для счастливой глупой улыбки» в конце. Мы добавили ретро песен — у нас в театре есть профессиональные вокалисты. Чуток переписала и дописала — получилась очень душевная история в стиле модного нынче ностальжи», — рассказывает основательница театра.

Сейчас театральная труппа работает над несколькими новыми спектаклями. На носу — премьера мистического триллера со множеством философских и этических подтекстов — «Чудной бабы» по пьесе Нины Садур.

Затраты на коммуналку, рекламу и костюмы

По словам основательницы театра, около 30% доходов с каждого спектакля покрывают расходы по организации показа. Самые большие статьи расхода работы театральной труппы — это оплата аренды помещения и коммунальные платежи. «По факту работаем только на аренду», — говорит Оксана Лысенко. Еще часть средств идет на рекламу.

Костюмы для себя подыскивают или шьют сами актрисы. Оксана Лысенко продумывает такую стилистику для спектакля, чтобы можно было обойтись без спецпошива — не вышло лишь с «Тореадором», это был самый дорогой в производстве спектакль — искали настоящий винтаж 70-х.

«Переменные затраты — это не только реквизит, это еще и угощение для зрителей. Мы включаем еду в стоимость билета — у нас обязательный чай из самовара с печеньем каждый спектакль. Но есть спектакли с игристым или с обильным угощением как в «Дачной ЧехОрде». А тут цены растут: еда дорожает. А поднять цену билета невозможно. Есть у нас в подписчиках люди, которые хотели бы прийти на спектакль, но для них и такая цена высока. Жалуются или даже просят подарить. Мы б с радостью, но расходы…», — говорит основатель театра.

По ее подсчетам, чтобы выйти в плюс, необходимо играть как минимум восемь спектаклей в месяц, но это не всегда получается. Да, актеры очень много времени отдают театру, но зачастую у них есть и другие важные дела в жизни.

«Второй состав нам только снится, так как я физически не вывезу сейчас как режиссер работу с большим количеством актеров. Но в сентябре все-таки планирую кинуть клич и провести кастинг», — рассказала Оксана.

Сейчас основательница театра шутит, что «это только для сумасшедших — играться в театр». Чтобы ее проекту стабильно держаться на ногах, нужны большее по размерам помещение и постоянный меценат или спонсор, а также постоянные гастроли: проект уже приглашали Азов, Таганрог и Шахты — везде успех. Пока в «ручном управлении» театр продержался год, каждый раз Оксане Лысенко приходится выбирать — работать на заказах по организации мероприятий или быть вольным режиссером. Она все же верит в театр на тысячу мест, в «Золотую маску» и бросать свое творческое начинание пока не собирается.

Информационный обзор редакции

Анастасия Талызина