«Деловая газета. Юг» продолжает тему семейного бизнеса и представляет историю молодого ростовчанина, еще четверокурсника, который не побоялся и взял в свои руки одно из направлений отцовского бизнеса – производство и оптовую торговлю натуральными и синтетическими мочалками для тела, отличающимися разной степенью жесткости, своим цветом и формой.
Владелец торговой марки BODY TEX Вячеслав Григорьев в декабре 2023 года стал победителем конкурса «Твое дело». Молодой предприниматель России» в номинации «Международный бизнес», успешно пройдя несколько этапов испытаний и финальную защиту проекта. И понятно почему: молодой бизнесмен наладил поставки своей продукции более 80 оптовым клиентам в различные города России, а также в Армению, Азербайджан, Кыргызстан и Казахстан. Благодаря цепочке оптовых поставок товара, ростовские изделия были представлены даже в магазинах на Курильских островах.
Вячеслав рассказал «Деловой газете. Юг», какое значение имел семейный бизнес для его становления, зачем производителю мочалок знать «Фотошоп» и «Иллюстратор», как происходит тестирование новых изделий, и кто сегодня покупает мочалки российского производства.
Выбрал направление отцовского бизнеса
— Мочалки для тела… Довольно необычное для молодого человека занятие. Гораздо привычнее сейчас, когда молодые люди открывают модную кофейню или барбершоп… Как вы нашли для себя такой «продукт»?
— В 2017 году я окончил школу, и у меня не было планов куда-то либо поступать. На тот момент я считал, что высшее образование не так важно. Я тогда думал, что получить какую-либо профессию и потом работать просто за оклад – это значит просто-напросто загнать себя в угол и не видеть всего того, что происходит в мире вокруг тебя.
Сейчас я понимаю, что ошибался. Высшее образование — одна из самых важных вещей в жизни каждого человека. Сейчас я являюсь студентом четвертого курса Ростовского государственного экономического университета и иду на красный диплом. Но тогда у меня такого мнения не было.
Мои родители практически всю свою жизнь занимались бизнесом: перепродажами, производством и выпуском продукции. Одним словом, у них довольно богатый предпринимательский бэкграунд. К слову, они до сих пор занимаются бизнесом, и довольно успешно. Поэтому я и решил пойти по их стопам: попробовав себя в разных направлениях отцовского бизнеса, я выбрал для себя небольшое подразделение — мочалки для тела.
— С чего вы начали? Насколько быстро затея с мочалками себя оправдала?
— Мы перепаковывали под собственную торговую марку и перепродавали мочалки теперь уже нынешних наших конкурентов. Тогда речь шла о минимальных объемах, прибыль исчислялась хорошо если десятками тысяч рублей. Может, 10, 20, 30 тысяч в месяц прибыли — это уже был очень хороший показатель. То есть это была не совсем убыточная ниша, но приносящая мало дохода.
С 2019 года я начал наращивать клиентскую базу. Однажды, посчитав издержки, переменные, постоянные и себестоимость продукции, в один момент пришел к выводу, что в этой нише довольно высокая маржинальность — производить мочалки оказалось довольно выгодно.
Среднего класса не было
— Но останавливаться на перепродажах вы не стали?
— Да, в начале 2019 года я приобрел свое первое оборудование – однофонтурный круговязальный автомат. Сейчас их у нас уже шесть, а через пару недель мы запустим седьмой автомат. Так стартовало наше производство, где круговязальное оборудование стало «сердцем организации». Далее последовала закупка швейных машин и упаковочного оборудования.
— Чем вас не устраивали существующие на тот момент на рынке мочалки? Чем вы тогда хотели удивить покупателей?
— На тот момент рынок был наполнен мочалками только двух видов — либо низкого ценового сегмента, либо высокого ценового сегмента, а вот среднего ничего не было представлено. Поэтому я выбрал средний сегмент рынка — мочалки по доступной цене, но довольно хорошего качества.
Это решение помогло мне расти, развиваться, масштабироваться на российском рынке – дело пошло довольно неплохо. Сейчас мы выпускаем 28 видов продукции и скоро добавим еще более 15 видов. Если считать все модификации, то выйдет за 300-350. Цены на наши изделия колеблются от 38 до 93 рублей.
— Сегодня многие покупают круглые сетчатые мочалки. Не составляют ли такие изделия конкуренцию вашим?
— Круглые мочалки из сетки в России мало кто их производит, в основном идет импорт из Китая. Но в последнее время их продажи сокращаются — мы это видим. Круглые мочалки — это отдельный сегмент, у них есть своя клиентская база, длинные мочалки с ручками — это уже другой сегмент. Я выпускаю мочалки разных форм и цветов, в каталоге вы найдете не только длинные с ручками, но и мочалку-кубик, мочалку-звезду. На мой сегмент мочалок тоже есть свой клиент, и он шире, чем по сетчатым мочалкам.
Учиться торговому делу и изучать вязальное оборудование
— Вы сказали, высшее образование стало важным для вас? Насколько пригодились получаемые в университете знания?
— Я поступил в Ростовский государственный экономический университет и на первом курсе учился на факультете менеджмента и предпринимательства. Но потом я понял, что те знания, которыми там дают — довольно слабы. Даже ели я их получу, то в будущем мало куда смогу применить.
Поэтому я перешел на факультет торгового дела, на специальность «Управление бизнесом в сфере торговли». Это то, что мне действительно важно знать. Очень много вещей, которые я там дополнительно получаю, я применяю в бизнесе. Что, конечно, дают и такого, чему я научился, самостоятельно «изобретая велосипед», то есть на своем опыте.
— Какими навыками нужно обладать начинающему производителю мочалок?
— Я довольно хорошо разбираюсь во всех видах вязального оборудования — пусть это будут вязальные, ткацкие автоматы… Любое оборудование, которое сейчас есть в России, я могу с закрытыми глазами довольно просто разобрать, собрать и настроить. В России таких очень мало людей.
В Подмосковье есть университет, который обучает знаниям в легкой промышленности. Но увы, он не широко известен — каждый год там выпускается довольно малое количество специалистов. Как правило, после учебы они находят себе рабочее место, потому что российской легкой промышленности нужны люди. Но в основном предприятия сами уже обучают своих сотрудников.
— Потребовалось ли вам знание графических программ?
— На первоначальных этапах я не мог найти сотрудников, которые могли бы выполнять моделирование продукции. Мне пришлось самостоятельно научиться довольно многому, например, изучить основы 3D-печати и 3D-дизайна. Еще я освоил такие программы как «Фотошоп» и «Иллюстратор» — то есть векторные и растровые виды графики.
Также пришлось изучить монтаж видео. Одним словом, много вещей, косвенно связанных с бизнесом. Сейчас же эта работа отдана на аутсорсинг, что значительно облегчило мою работ – теперь я занимаюсь управленческими решениями.
Полипропиленовые или натуральные?
— Из каких материалов производятся ваши мочалки? Какие изделия выбирают покупатели — натуральные и синтетические?
— В основном мы производим изделия не из натуральных материалов. Да, сейчас тенденция идет на натуральную продукцию, но все равно преимущественно продаются именно полипропиленовые мочалки. Почему? Полипропиленовые мочалки долговечные — они не подтверждены воздействию влаги. Они абсолютно гипоаллергенные — есть вся сертификация, которая это подтверждает.
Если мы будем сравнивать, то натуральные мочалки нужно постоянно просушивать, иначе она может сгнить. Натуральная мочалка имеет такое свойство впитывать огромное количество воды, поэтому она может достигать до килограмма веса – не многим это нравится. Из натуральной мочалки довольно сложно вымывается пена. Поэтому-то натуральный вариант – на любителя, это не очень широкая ниша в России. Но она потихонечку развивается, и мы в эту сторону тоже смотрим — наращиваем наоборот по выпуску натуральной продукции.
Люди и деньги
— Сколько человек сейчас работает в вашей компании? Кто и чем занимается на производстве?
— На данный момент в штате у нас восемь сотрудников: оператор автоматов один, два упаковщика и пять швей. Оператор следит за тем, чтобы автоматы работали без перебоев. Швеи собирают и шьют мочалки. Кладовщики и упаковщики упаковывает готовую продукцию, маркируют и готовят к отправке. На аутсорсинг отданы бухгалтерские, логические и юридические услуги. Я занимаюсь управлением всей системой и закупкой сырья, а также налаживанием связей с клиентами.
— Каков был стартовый капитал вашего производства?
— Стартовый капитал можно оценить в 60 тысяч рублей. Начиная с перепродаж, всю получаемую прибыль я вкладывал в инвестирование собственного бизнеса. Так мне удалось накопить на первое вязальное оборудование и на швейную машину. Уже на протяжении пяти лет основную часть заработных средств я направляю опять в развитие бизнеса.
— Сколько средств уже было вложено в производство?
— На данный момент вложения составляют в районе 3-4 миллионов рублей. По современным расценкам рыночная стоимость приобретенного оборудования составила бы около 7 миллионов рублей.
Тестирование на друзьях
— Как происходит тестирование новых изделий? И как вы исследуете вой рынок?
— Раз в месяц мы проводим исследования, когда хотим протестировать идею или понять, насколько хорош наш продукт. Мы собираем людей разных возрастных категорий от 18 до 70 лет – это наша целевая аудитория (80% из них — женщины) – и задаем различные вопросы: был бы такой товар интересен или неинтересен, какие им расцветки нравятся…
Также мы проводим различные фокус-группы, в основном это наши друзья и знакомые, которые отвечают всегда честно. Структурированная критика только приветствуется. Мы раздаем пилотные варианты продукции, и респоденты ими используются, после чего называют минусы и плюсы изделий, советуют что-то изменить.
Плюс мы проводим исследования на базе наших компаний. Мы работаем через b2b-продажу, потому что произвести хороший продукт — это одно дело, а другое — этот хороший продукт упаковать, промаркировать, доставить на распределительный центр или на склад маркетплейса в хорошей сохранности. Поэтому-то мы собираем обратную связь с b2b-клиентов, чтобы оптимизировать рассылку и сбор заказов.
Кроме того, мы следим за тенденциями: оказывается, в последнее время очень хорошо продаются мочалки в черных и серых тонах — в последнее время стало модным отделывать ванные комнаты плиткой в темных и серых цветах. Черная мочалка обладателям таких интерьеров подойдет куда ближе. Также мы пришли к тому, что для военнослужащих нужно разрабатывать свои мочалки — в новых цветах. У нас даже есть рабочее название — «Камуфляжная серия», выполненная в черных, коричневых, фиолетовых и зеленых цветах.
Редакция «Деловой газеты. Юг» поддерживает малый и средний бизнес и рассказывает истории создания локальных брендов. Этим некоммерческим проектом в рамках озвученной президентской политики мы хотим поддержать предпринимателей, которые решились на создание своего дела.
Герои серий постоянных редакционных обзоров «Деловой газеты. Юг» — представители МСП, многие из них только в начале своего пути, но им уже есть чем поделиться, рассказать, какие шаги в развитии своего дела были удачными, а где они совершили ошибку.
О необходимости поддерживать отечественные бренды и способствовать их продвижению на всех уровнях, в том числе в СМИ, социальных сетях и новых медиа, ранее заявлял президент России Владимир Путин. Он отмечал, что именно в городах, населенных пунктах начинается путь небольших предприятий и локальных брендов к общероссийской известности.
Информационный обзор редакции
Анастасия Талызина, Дарья Коробская