Фото: предоставлено Романом Бочарниковым

Кирпичи со стройки и двери со свалки: как в Ростове формируется спрос на интерьеры с деталями старины

Кто сегодня в Ростове реставрирует и покупает дореволюционные материалы для строительства и дизайна

Еще в 2023 году на всю страну стал широко известен питерский проект по ремонту дореволюционных дверей «Двери с помоек». Активисты отыскивают на площадках около мусорных баков дверные полотна с блоками, приводят их в порядок и находят для них новых владельцев либо возвращают на прежнее место. Такой активизм нашел своих клиентов — к ребятам стали обращаться за качественным ремонтом дверных конструкций.

Как отмечают сами участники рынка, есть спрос на реставрацию элементов старинных зданий и на юге России, в Ростове-на-Дону и Краснодаре, но все-таки основные заказчики таких деталей — жители Москвы и Санкт-Петербурга.

Пока же ростовские градозащитники, движение «МойФасад» и экскурсионный проект «Город Ростов-Папа» пытаются привить любовь местным жителям к культурному наследию с помощью красивых календарей с изображенных кирпичей с клеймами и старинных дверей.

Спрос на старинные материалы диктует стиль лофт

Как отмечает основатель ростовского градозащитного движения «МойФасад», коллекционер Роман Бочарников, здесь важно разделить антикварную строительную керамику как предмет коллекционирования и строительную керамику как материал для дизайна. И в том, и в другом случае стабильный интерес у ростовчан, да и по стране в целом, есть, и он растет от года к году.

Фото: предоставлено Романом Бочарниковым.

«Понимание материала среди дизайнеров и потребителей наблюдается уже как минимум лет 10–12 в связи с модой на стиль лофт и ему подобные. Плюс в социуме постепенно приходит осознание исторического контекста в плане недвижимости и среды в целом. Можно сказать, что сейчас это уже мейнстрим, а еще лет 15 назад могли крутить пальцем у виска, глядя, как человек отбирает кирпичи из кучи строительного хлама», — рассказывает коллекционер.

По словам Романа Бочарникова, спрос породил ряд компаний, занимающихся поставкой старинных и винтажных материалов для строительства и дизайна. В основном на переработку идут объекты сноса, с подобных же объектов пополняются и коллекции.

Кирпич — источник исторической информации

Считающих себя коллекционерами дореволюционного кирпича только в Ростове уже более десятка.

«Лично я проявил интерес к старинным строительным артефактам еще лет 20 назад — именно тогда у меня появился первый клейменый кирпич с острова Валаам, положивший начало коллекции. Сейчас собрание насчитывает более 500 клейменых кирпичей, связанных с Областью Войска Донского. Коллекция легла в основу моей научной работы по систематизации этого вида материала», — продолжает свой рассказ Роман Бочарников.

Фото: предоставлено Романом Бочарниковым

Коллекционер намерен выпустить издание, освещающее особенности кирпичного строительства на Дону, а также подробный каталог кирпичных клейм донского региона за период с середины XIX по начало ХХ века. Выпущенный в 2023 году «Первый кирпичный календарь» был призван популяризировать кирпич как источник исторической информации. Это было имиджевое издание, связанное с деятельностью градозащитного объединения «МойФасад».

«Вообще, кирпич — частица общего, своеобразный атом, несущий в себе информацию обо всем здании в целом. В этом в том числе и мемориальная ценность кирпича. Иногда получается так, что сохранившийся кирпич в руках историка, музейного работника или коллекционера — это единственный материальный объект, что остается на память об отправившемся в небытие здании», — говорит градозащитник.

Фото: предоставлено Романом Бочарниковым

Роман Бочарников планирует после издания передать свой каталог кирпичных клейм в один из государственных музеев, тем самым гарантировав его сохранность в дальнейшем.

Кто сегодня заказывает реставрацию старинных дверей

Владелец столярной мастерской Меружан Арутюнян занимается реставрацией старинной мебели уже больше шести лет. За это время к нему не раз обращались с заказами по реставрации старинных элементов: уличных дверей, окон и даже дворовых ворот. 

Фото: предоставлено Меружаном Арутюняном

«Как-то у нас был у нас очень интересный заказ — красивые большие окна и очень длинные межкомнатные двери. Также мы реставрировали дореволюционные балконные перила. Заказывают очень много — и фанатики, и любители, и просто ценители. В коммерческих случаях тоже заказывают для того, чтобы было красиво. Так, нашим последним на это время заказом была дверь на улице Серафимовича, которую мужчина захотел отреставрировать. Он планирует свое жилище продать гораздо дороже, потому что там все отреставрировано. Есть также офисные помещения, которые люди покупают для себя, и им очень важно, чтобы их клиенты заходили к ним через красивые двери», — объясняет Меружан Арутюнян.

Реставратор приводил в порядок дореволюционные двери, паркет, окна и мебель в ростовском «Доме Каменки» Анастасии Кулешовой. Владелица квартиры настояла на том, чтобы все было отреставрировано именно по всем старинным технологиям и внешний вид у апартаментов был по-настоящему исторический. Теперь помещения квартиры на Шаумяна сдаются в аренду.

Фото: предоставлено Меружаном Арутюняном

По словам Меружана Арутюняна, даже обычные люди сегодня заказывают реставрацию, поскольку очень любят все старинное и хотят сохранить.

«Чаще всего нашими заказчиками реставрации являются люди, которые осознанно купили квартиру для себя с желанием сохранить большее количество аутентичных деталей, — отмечает ростовский реставратор Виктория Никитина. — То есть они при покупке жилья ориентировались на то, что у них будут в квартире окна, двери, паркет, лепнина, печи, камины, росписи, лестницы, плитка — и дальше по списку аутентичных деталей, которые могут быть. Они специально ходили и искали квартиру в старом фонде либо в сталинке. И, приобретя ее, они уже связываются с нами, чтобы оценить общий объем реставрации».

По личному наблюдению Виктории Никитиной, большинству клиентов, заказывающих реставрацию, — от 30 до 40 лет. Именно в этом возрасте люди приобретают то жилье, которое они могут себе позволить исходя не только исключительно из финансовых целей, но и из собственных представлений о комфорте, эстетике и желания что-то вкладывать, считает ростовский реставратор.

Сколько стоит дом перестроить

Реставратор поделился примерными ценами на выполнение работ по приведению в порядок старинных дверей. По его словам, бюджет зависит от пожеланий заказчика.

«У нас есть более бюджетный вариант реставрации, когда мы сохраняем все элементы двери, которые есть, затем совсем чуть-чуть дополняем их какими-то новыми элементами, которые были утрачены, и покрываем маслом. Такая реставрация дверей может стоить около 60–70 тыс. рублей», — рассказывает основатель столярной мастерской Меружан Арутюнян.

Фото: предоставлено Меружаном Арутюняном

В случае если клиент хочет, чтобы двери были доведены до идеала, стоимость реставрации может дойти и до 200 тыс. рублей. То же самое касается и мебели: если люди просто хотят, чтобы их предмет интерьера обновился и украшал дом, то стоимость такой работы — порядка 5–10 тыс. рублей.

Если клиент хочет, чтобы предмет интерьера полностью поменял свой цвет или покрытие шпоном, если на нем много утрат, то реставрация может обойтись и в 20–40 тыс. рублей. Здесь речь идет в первую очередь о старинных антикварных диванах.

«Сегодня мы можем заново, с нуля сделать шифоньер или буфет, который будет не отличить от дореволюционного, поскольку мы знаем все подлинные технологии. Мы много раз разбирали старинные предметы интерьера и теперь знаем, как это все собирать, как это изготавливать. Ну и как реставрировать», — отмечает Меружан Арутюнян.

Вывески родом из СССР

В Ростове на зданиях пока еще остаются некоторые экземпляры старинных советских вывесок, которые в случае реставрации могли бы украсить входы в современные магазины и кафе. Однако, отмечает реставратор Меружан Арутюнян, закон о рекламе не позволяет старинным предметам рекламы и информирования находиться на зданиях.

«Получить эти разрешения очень тяжело, поэтому вывески у нас лежат в мастерской и ждут какого-нибудь мецената, который готов был бы их выставить у себя во дворе, дома или в каком-нибудь креативном пространстве», — заключил Меружан Арутюнян.

Анастасия Талызина