фото: freepic.diller / freepik.com

Профессиональные едоки: как ресторанные критики Юга продвигают заведения общепита

Знаменитые фильмы и мультфильмы о ресторанных критиках – «Рататуй», «Крылышко или ножка», «Пряности и страсти», «Дайте жалобную книгу» и многие другие – рассказывают нам о том, что слово ресторанного критика может буквально поставить крест на заведении общепита либо же сделать его самым популярным в городе.

«Деловая газета.Юг» провела исследование, опросив четверых Telegram-блогеров, которые пишут о заведениях общепита Ростова-на-Дону и Краснодара. Не путать с фудблогерами, которые не только посещают рестораны, но и сами активно готовят авторские блюда. В этом материале читайте, можно ли зарабатывать только на ресторанной критике, насколько объективны отзывы о заведениях общепита и ресторанном меню, а также, какая из интернет-платформ сегодня наиболее подходит для публикации заметок о еде.

Ресторанные отзывы как проявление экспертности

Большинство из опрошенных южных ресторанных критиков не могут назвать себя профессиональными, поскольку основная деятельность, которая их «кормит», у них совершенно другая. Более того, некоторые из них ведут канал анонимно, поэтому в интервью «Деловой газете.Юг» представились только по имени.

Фото: предоставлено Алексеем Матвеенко.

«Профессионал со времен первого профессионального писателя А.С. Пушкина — это тот, кого кормит ремесло. Мне блог вынужденно необходим, в первую очередь, как площадка для коммуникации с единомышленниками, как модно сейчас говорить, — для «проявления экспертности». Готовить люблю, но редко и что-то особенное и свое», — рассказывает основатель Telegram-канала «Что? Где? Еда!» и бренд-амбассадор «Цимлянских вин» Алексей Матвеенко.

Создавая свой блог, Алексей Матвеенко вдохновлялся Алексеем Зиминым, Джеми Оливером, Гордоном Рамзи, программой Street Food Around The World, журналом «Вокруг света. Первое, второе, третье». Обозреватель хотел, как он признается, испытывать удовольствие от гастрономических находок и от возможности ими делиться с подписчиками. Потом добавилась необходимость анонсировать в блогах свои фестивали и дегустации, занятия в собственной кулинарной школе.

«Сейчас цели примерно те же. Плюс напоминалка «мамкиным экспертам», чьи тут на самом деле тапки», — рассказал Алексей Матвеенко.

Фото: freepik.com.

Основатели краснодарского Telegram-канала «МишЛен» Миша и Лена называют себя скорее «профессиональными едоками». Ребята часто бывают в разных местах, пробуют новые блюда и знакомятся с разными кухнями.

«Блог задумывался как некий «дневник памяти» — напоминание себе о тех местах, где бываем, каких-то приятных моментах с близкими людьми. Наша профессиональная деятельность никак не связана с общепитом, работаем на благо общества каждый в своей сфере. Готовить любим и умеем. Миша, например, мастерски готовит пасту болоньезе, а его тирамису широко известно в узких кругах», — делится Лена.

Автор канала «Прожорливо о юге» Ольга Шутова ― гастрономический журналист, ресторанный обозреватель года по версии Национальной премии Where To Eat South 2019,  автор гидов по ресторанам Сочи и Красной Поляны, а также для бортовых журналов крупнейших российских авиакомпаний и сервиса Aviasales. Кроме того, Ольга — автор и ведущая литературных гастроужинов по мотивам произведений русских и зарубежных писателей. Она нежно влюблена в кухню и вино Юга России:

«Это музыка, которой хочется делиться, преподносить ее избирательно, искренне, выразительно. Пусть южная кухня и вино, пропитанные солнцем, ветрами и морем, станут прибежищем эстетов, выбором гурманов. К счастью, мы уверенно к этому идем. Свой крошечный канал я завела скорее потому, что писать в основном про еду и смешивать с какими-то личными историями я посчитала не совсем правильным», — отмечает гастрожурналист.

Создателя Telegram-канала «Есть поесть?» Владимира тема еды интересовала всегда, но сам готовить он не умеет. Сейчас он трудится на телевидении, в свое время даже работал режиссером монтажа в первых трех сезонах передачи «На ножах» с Константином Ивлевым, был продюсером постпродакшена на некоторых кулинарных проектах.

«Профессиональным фудблогером я себя не считаю, потому что многие ребята умеют готовить, а я, увы, не умею. Я никем не вдохновлялся, мне было просто интересно поделиться своим опытом. Сначала я пытался делать обзоры на рестораны Москвы, но местной аудитории это не очень интересно. И я их понимаю», — резюмирует Владимир.

Ресторанные обзоры — основной вид деятельности Элен Андриасян, автора «Блога про еду и не только», ведение которого она совмещает с ресторанным риэлтерством.

«Я не считаю себя фуд-блогером, потому что блогер должен уметь готовить. Это как бьюти-блогер: было бы странно, если бы он не умел краситься и не выкладывал это в свои социальные сети. Я ресторанный обозреватель. В моей фотопленке было очень много блюд из ресторанов, и я решила это куда-то задействовать — я создала аккаунт. За неделю у меня набралась тысяча подписчиков, и это смотивировало меня продолжать в том же духе», — рассказала изданию Элен Андриасян.

Писать обзоры, чтобы заработать на еду?

Основатели канала «МишЛен» не ставят себе цели зарабатывать на блоге, для них эта деятельность, скорее, хобби.

«Запросы на рекламу бывают часто, но мы не пишем платные обзоры. Реклама в нашей ленте видна невооруженным глазом — обычно это застройщики, автодилеры и дизайнеры. А про кафе-рестораны рассказываем нашим подписчикам как есть. Откровенно негативных отзывов у нас не бывает. Но если что-то не понравилось, то так и пишем: «курицу пересушили», «баклажаны не хрустят», «персонал непрофессиональный» и тому подобное», — признается Лена.

В поле зрения ребят попадают в основном заведения Краснодара — блог читают множество друзей и знакомых, для которых отзывы Миши и Лены служат ориентиром при выборе заведения. Однако в ленте канала можно найти обзоры и на заведения Новороссийска, Сочи, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга, Москвы, Ижевска, Минска, Абхазии и даже Анталии.

Алексей Матвеенко организует мероприятия и продвигает рестораны и отели. Ресторанный блог позволяет ему зарабатывать пока только на ведение блога — то есть на еду в ресторанах и кафе.

«Монетизация имеется, но скромная, очень редко пишу на заказ. Негатив пишу очень редко, если уж в заведении совсем провалилось. Чаще негатив пишу про продукты массового потребления. Корпорациям не так чувствителен мой негатив — надо же им напоминать про совесть иногда, а рестораторов жалко. Почти всегда даю второй шанс», — рассказал Алексей Матвеенко, география обзоров которого — Ростов и область, Краснодар и Краснодарский край, а также Адыгея.

Иногда обозреватель пишет и о заведениях общепита, которые посещает в поездках в Москву, Санкт-Петербург и по другим регионам — от Воронежа до Камчатки.

«Свою информирующую функцию блоги выполняют, и аудитория узнает о новых проектах и событиях. Лично я в большинстве случаев плачу за еду и прикладываю к посту чек. Так интереснее и полезнее для читателя, чем комплиментарный «красивенький» пост. Моя целевая аудитория довольно пестрая, но ее костяк составляют люди, которые сами неплохо разбираются в еде и напитках и отчасти являются трендсеттерами в гастрономии. Плюс люди, которым интересно узнавать и обсуждать трендовые продукты/заведения», — отмечает Алексей Матвеенко.

Ольга Шутова из канала «Прожорливо о Юге» всегда сама оплачивает свои счета в ресторане.

«Разумеется, если меня приглашают на гастроужин — это все-таки другая, более такая званая история. Там все-таки несколько подач, фудпэринг, хорошие вина — такой небольшой гастро-стендап от шефа. Туда меня часто зовут, и я с удовольствием хожу. Но в рестораны я за все свои 13 лет за счет ресторана сходила, может, раза два — на презентацию линейки завтраков и каких-то сезонных новинок», — рассказывает гастрожурналист.

Автор блога «Есть поесть?» Владимир признается, что он на своем ресурсе не зарабатывает. Максимум иногда в ресторанах бесплатно угощают. При написании обзоров он тратит деньги на еду и старается честно писать о блюдах, поэтому в ленте иногда проскальзывает и негатив.

«В целом писать плохо о заведениях и есть плохую еду я не люблю. Я бы хотел, чтобы заведения нормально относились к критике и принимали во внимание, что можно исправить»,  — заявляет Владимир.

Как признается Элен Андриасян, ее блог сейчас помогает ей зарабатывать. При этом количество подписчиков очень влияет на заработок.  «Любой труд должен оплачиваться. И не надо обесценивать ресторанные обзоры, особенно если мы говорим о видеоформате, для чего привлекается еще видеограф и иногда даже сценарист. Я трачу деньги на съемку каждого своего видео. В зависимости от сложности такая работа оценивается в сумму от 3,5 тыс. рублей. Бывает, на съемку уходит около пяти дней. Я занимаюсь ресторанными обзорами более семи лет. У меня высокая насмотренность и опыт, я точно знаю, что нужно добавить в блюдо или как раскачивать ресторан.  Я знаю, что практически во всех региональных ресторанах можно найти какие-то слабые точки, которые можно раскачать», — отмечает Элен Андриасян.

Негативных отзывов в ее блоге становится все меньше — в основном это хорошо забытые старые рестораны. Также критика имеет место быть в случае, когда обозреватель разочаровывается в каком-то уже зарекомендовавшем себя ранее заведении. Важно сказать, что в течение пяти лет Элен Андриасян оплачивала счета самостоятельно, поэтому у нее высокое доверие ее аудитории.

«На начальном этапе, я считаю, что именно так и нужно: ты зарабатываешь свое имя, ты зарабатываешь своих подписчиков трудом. А когда ты получаешь еду по бартеру, то в чем твоя ценность? Просто прийти и рассказать об этом? Лично в моих глазах это не выглядит как профессиональный обзор», — подчеркивает обозреватель.

Ольга Шутова пишет о ресторанах и еде уже на протяжении 13 лет. Для нее, как для гастрожурналиста, составление ресторанных обзоров — это настоящая работа.

«Мой маленький фудблог «Прожорливо о Юге» дает заработок на каких-то партнерских проектах, но пока я не ставила перед собой задачу сделать монетизацию. Да, безусловно это позволяет зарабатывать. Как правило, рестораны мне платят за качественные тексты, за релизы, которые они потом могут использовать в собственных целях, отправлять их в редакции глянцевых изданий, деловых изданий и так далее», — пояснила журналист.

По словам Ольги Шутовой, основной вид ее заработка – это райтинг, копирайтинг для ресторанов и кафе.

Словом продвигать и «закрывать»

Однако, отмечает Алексей Матвеенко, не все заказчики сегодня различают блоги, «накаченные» подписчиками с помощью ботов, и реальные каналы с реальными читателями.

«Есть много неграмотных заказчиков, которые не могут пока отличить накачанные ботами каналы и аккаунты от действительно массовых. Они ориентируется на количество подписчиков. Однако существует еще и понятие авторитета и экспертности», — рассказывает обозреватель.

По мнению авторов ресторанных каналов, тот или иной отзыв может повлиять на посещаемость заведений общепита, о которых идет речь в постах. Так, по время Чемпионата мира по футболу Алексей Матвеенко буквально «открыл миру» ларек 2х2 метра с пирожками с лебедой – его пост подхватили СМИ, и всего за неделю этот ларек посетило телевидение четырех стран.

«Однажды сделал обзор на новую службу доставки паназиатской еды, и в результате они не справились с потоком заказов, поскольку были не готовы к объему», — вспоминает Алексей Матвеенко.

Миша и Лена много раз получали от заведений общепита обратную связь, что после того их отзывов количество посетителей там увеличивалось.

«Бывает, люди показывают наш обзор и заказывают что-нибудь из того, что пробовали мы. Но хороший или плохой ресторан — это каждый посетитель решает для себя сам. Как говорится, кто-то любит арбуз, а кто — свиной хрящик. Так бывает, что наше мнение о каком-то заведении не совпадает с мнением подписчиков. Опять же, финансовые возможности у всех разные. Делает ли это ресторан плохим? Мы считаем, что нет. Поэтому неважно, читаете вы Мишу и Лену или какой-то откровенно коммерческий блог, — выбор всегда за вами», — отмечает Лена из «МишЛена».

«Есть примеры, когда мои подписчики шли в конкретный ресторан на вполне конкретное блюдо, о котором я рассказала, — вспоминает автор канала «Прожорливо о Юге» Ольга Шутова. — Но последний пример: я искренне восхитилась пастой с уткой в итальянском бистро «Лино». И вот люди пошли конкретно туда на домашнюю пасту с уткой, а потом поделились отзывами. Это всегда интересно сравнить собственное впечатление с впечатлениями гостей».

Владимир из «Есть поесть?», который при посещении заведений общепита, выступает в роли тайного покупателя, не считает, что «его скромный блог в Telegram, где всего 4700 подписчиков», сильно влияет на посещаемость ресторанов. Но, отмечает автор, фуд-блогеры сегодня претендуют на экспертное мнение, что позволяет их читателям сориентироваться среди имеющихся заведений.

«Обычно критикуя заведения, я стал замечать, что многие со мной солидарны и давно уже в него не ходят», — отмечает блогер.

Элен Андриасян считает, что после негативного отзыва о ресторане или каком-то блюде в нем люди сразу не перестанут туда ходить. Однако для аудитории блога важно читать правдивые отклики.

Какую соцсеть выбрать для ресторанного обзора

Большинство ресторанных обозревателей сегодня выбирают как площадку для своих опусов Telegram. При этом в одной и той же соцсети авторы блогов умудряются найти собственный стиль и создать непохожий на другие канал.

«Выбор соцсети сильно зависит от стадии вашей раскрутки. Если вы в самом начале пути, я бы смотрел на Telegram и dzen. Если у вас уже есть наработанные просмотры в запрещенных сетях, то параллельно бы вел там и развивал Telegram. Блокировка других соцсетей на ресторанный блогинг повлияла лишь слегка. Никакой замены «запрещенограму» пока не появилось и не появится, поэтому там были и останутся люди из числа визуалов, ценящих «няшность» и эстетику», — рассказывает «Деловой газете.Юг» Алексей Матвеенко.

По собственному мнению его автора, канал «Что? Где? Еда!» отличается от других «соотношением обзоров заведений и другой полезной гастрономической информации».

«У меня не так много времени на хождения по кафе и ресторанам, поэтому в контенте больше личного гастрономического опыта из других сфер. Кроме того, у меня много собственных мероприятий, анонс которых составляют часть контента. Ну и про другие интересные события не забываю. Деньги трачу только на еду и выпивку, снимаю с руки на китайский телефон — чаще всего фото. Видео тоже снимаю с руки и монтирую в простой бесплатной программе. На создание одного ролика уходит минут тридцать. Но все равно это долго, учитывая основную рабочую загрузку. Поэтому я предпочитаю текст и фото», — делится опытом обозреватель.

Среди главных трендов в ресторанных обзорах Алексей называет использование быстрых коротких информативных видео и употребление пищи и напитков в кадре.

Авторы канала «МишЛен» создали свой блог уже после того, как в России начались блокировки социальных сетей, поэтому выбор и пал на Telegram.

«Уже позже пришли в запрещенную соцсеть, но сделали это больше для присутствия. И нам кажется, что мы все сделали правильно: Telegram активно растет и развивается, растет и его аудитория», — отмечает Лена.

Владимир из «Есть поесть?» подчеркивает, чтоплощадка номер один для фудблогеров — это Instagram* (соцсеть компании Meta, которая признана экстремистской, ее деятельность запрещена в РФ), поскольку аудитория этой площадки наиболее склонна к посещению заведений и хорошо реагирует на визуал. На втором месте для ресторанных обзоров Владимир считает Youtube, оставляя Telegram третью строчку рейтинга.

Кристина Бочарова, Алина Полянская, Анастасия Талызина

Информационный обзор редакции

Читайте нас в социальных сетях