Ученые из Южно-Российского государственного политехнического университета (НПИ) имени М.И. Платова разработали технологию экологичных прочных материалов, которые можно использовать при дорожном и малоэтажном строительстве в экстремальных условиях Арктики, сообщают «Ведомости Юг» со ссылкой на пресс-службу вуза.
Уточняется, что сотрудники кафедры «Общая химия и технология силикатов» работали над проектом последние 2,5 года, его цель – создать экогеополимерные температуроотверждаемые материалы на основе отходов сжигания тепловых электростанций Арктической зоны России.
В первую очередь речь шла о наиболее крупных арктических ТЭЦ — Апатитской и Северодвинской, расположенных в Мурманской и Архангельской области соответственно.
Эта разработка предназначена для дорожных стройматериалов, которые используют в условиях особенно низких температур.
Как пояснили в вузе, необходимость проекта обусловлена тем, что в Арктике есть проблемы транспортной инфраструктуры, которые связаны с особенностями местных грунтов. Так, последние содержат замерзшую воду, они подвержены морозному пучению: то есть при переходе из талого состояния в мерзлое они увеличиваются в объеме из-за образования льда. Ввиду таких процессов дороги превращаются в «стиральную доску», отмечает издание.
Также эта разработка может использоваться при теплоизоляции фундаментов, подвалов, подземных трубопроводов и инженерных сетей и ледовых арен.
Как рассказала руководитель научной группы и завафедрой «Общая химия и технология силикатов» Елена Яценко, специалисты вуза предложили вариант производства материалов без углеродного следа, когда они не обжигаются, а затвердевают и приобретают прочность при гидратном вспенивании. Этот способ изготовления в том числе решает вопрос снижения выброса парниковых газов в атмосферу.
Работа над совершенствованием разработки будет продолжаться на международном уровне с учеными Индорского технологического университета (Индия).
В дальнейшем планируется использовать отходы не только частных ТЭЦ, сама технология будет масштабироваться и может быть применима к любой станции.