Объем оплаты наличными средствами проезда в общественном транспорте Ростовской области составляет всего 1%, в то время как банковскими картами транспортные услуги оплачивают около 70% пассажиров. Об этом в ходе пресс-конференции в «АиФ – Ростов-на-Дону» рассказал заместитель гендиректора транспортного оператора «Агентство развития платежных систем» (ООО «АРПС») Алексей Торицын.
По словам специалиста, несмотря на низкие показатели оплаты «наличкой»», отказаться от нее полностью компания не может из-за требований российского законодательства.
«Согласно Федеральному закону, в общественном транспорте должны приниматься все формы оплаты, которые действуют на территории Российской Федерации. То, что мы видим в плане трансформации – это, безусловно, большой процент сейчас оплаты банковскими картами. Банковские карты является сейчас основным средством платежа в общественном транспорте – порядка 70%», — отметил Алексей Торицын.
Транспортной картой «Простор», а также ее разновидностями, которые выпускались для различных льготных категорий пользователей, оплачивают порядка 28-29% пользователей.
«И очень небольшой процент — 1% — наличной оплаты. Но нужно понимать, что не вся наличная оплата учитывается в нашей системе», — подчеркнул специалист.
Заместитель гендиректора компании рассказал, что важным аспектом оплаты проезда наличными средствами является наличие органов контроля. Поэтому в планах у компании есть создание на уровне муниципалитета или на уровне региона службы, которая бы обеспечивала контроль сбора дохода, поступающего за проезд.
«Конечно, у нас в регионе бескондукторная система, мы этим гордимся. И другие регионы начинают у нас перенимать этот опыт. Но на сегодняшний день у нас отсутствует такая важная составляющая как служба контроля доходов — так называемые контролеры, которые выходят на маршруты и проверяют общественный транспорт, дисциплину оплаты», — рассказывает специалист.
Алексей Торицын привел пример, как в Санкт-Петербурге поднимают сознательность пассажиров, применяя на ряде маршрутов цифровые технологии — систему автоинформирвоания. При входе в автобус, трамвай или троллейбус пассажиры слышат сообщение о том, что зашли 12 человек, а оплатили проезд только семеро. В таком случае остальные сразу начинают протягивать руки с картами к валидатору.
«Пассажиры – это не какая-то абстрактная категория. У каждого есть право на ошибку. Человек может зайти в транспортное средство, будучи в каком-то эмоциональном состоянии, забыв заплатить. Контролеры должны обеспечить сбор средств, это не карающий орган. Это орган, который напоминает, что за проезд нужно заплатить», — сообщил Алексей Торицын.
В сентябре 2024 года сообщалось, что по данным Сбера, только за последние три месяца жители и гости Ростовской области оплатили проезд в транспорте безналично почти 36 млн раз, что в 1,5 раза больше по сравнению с таким же периодом 2023 года. Ростов-на-Дону стабильно входит в пятерку городов России по числу безналичных оплат в транспорте. Картой здесь активно пользуются в автобусах, троллейбусах, трамваях, городских электричках. Терминалами безналичной оплаты оснащены все автобусы, электрички, трамваи и троллейбусы не только Ростова, но и всей Ростовской области. Ежедневно в них оплачивают проезд картой около 400 тыс. раз.
В октябре 2024 года в донском регионе по безналичной оплате было совершено почти 19,2 млн поездок, что на 12,5% больше, чем годом ранее – 16,8 млн.