Народные праздники – это духовное достояние любого народа. Особо любимыми в народе всегда были рождественские праздники. Россияне, в том числе и донцы, праздновали их красочно и ярко. На Руси праздничные дни продолжались две недели: начинались праздником Рождества Христова и завершались Крещением Господним. На Дону святки праздновались широко и разгульно.
В своей книге «Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков» Галина Астапенко рассказывает, как готовили рождественское угощение – кутью, чем одаривали колядовщиков казаки, и почему рождественский костер был для казаков «родным пепелищем».
Рождественский пост и кутья
По словам Галины Астапенко, к достойному празднованию Рождества верующие готовились сорокадневным постом, известным под названием Рождественского, или Филиппова. Канун праздника проводился в особо строгом посте. Этот день назывался сочельником, так как по церковному уставу в этот день полагалось употреблять в пищу сочиво — пшеницу с медом.
В сочельник не ели до первой звезды. В «красном углу», под образами, на чистой скатерти, на пучке сена или соломы стояла чаша с отваренными зернами пшеницы, политой медом или послащенной сахаром или изюмом – кутья. С первой звездой на небе после молитвы ели кутью, а за ней — самый скромный ужин.
Ночью, с первым ударом к заутрени, вставала вся казачья семья. Хозяйки топили печь, и все спешили в церковь на службу. Но еще раньше уходили из дома дети славить Христа. Обычно этим занимались мальчики от пяти до четырнадцати лет, хотя в XVIII веке, как отмечал историк В. Д. Сухоруков, христославить ходили и старики, разными кампаниями ходили из дома в дом Христа славить, начиная обыкновенно с войскового атамана.
Колядки и дары для колядовщиков
Сам атаман приставал к кампании старшин и вместе с ними ходили по всем жителям города. Во всяком доме они пели «Христос рождается», за что хозяин обязан был заплатить.
В зависимости от возраста, мальчики пели молитвы или песни. Ходили по три-четыре человека. Не принять христославщиков считалось большим грехом, все равно, что не принять ангелов. После пения тропаря или кондака, мальчик выходил вперед и пел колядки.
Колядовали всего один вечер – в первый день праздника. Колядовщиков одаряли пирогами, конфетами, деньгами. Все собранное сносили в заранее намеченный курень и там, в течение праздника, начиная со второго дня, устраивали посиделки с музыкой, играми, плясками.
Рождественский костер – родное пепелище
В ночь перед Рождеством, на базу зажигали костер, чаще всего соломенный стог. Вокруг костра собирались родственники. Вероятнее всего это древний славянский обычай и объясняется он тем, что в ночь, когда Спаситель еще не родился, и нечистая сила особенно свирепствует, к теплу костра прилетали души умерших предков людей из этого рода.
С кострища, на котором не готовили, казак, отправляясь в дальние края, брал землю, щепотка которой вместе с веточкой полыни, священной травой кочевников, по поверьям отгонявшей злых духов, сохранялась в ладанке на груди. Казак считался не погребенным, если на его могилу не посыпана мать-земля с родного пепелища.