Открыть бизнес не в новостройке или модульном торговом объекте, а в старинном особняке. Наполнить помещение старинными предметами интерьера — вместо стандартной мебели. На такой шаг сегодня решаются далеко не все начинающие предприниматели — только те, кто готов переплачивать за эстетику. Те, кто планирует привлечь на свою площадку таких же почитателей красивых старинных вещей, как и они сами.
Ростовские основатели бизнес-пространств, в которых интерьеры выполнены в старинном стиле, рассказали «Деловой газете. Юг», почему сделали ставку на винтаж, почему важно сохранять историческое наследие и как с помощью него можно привлечь клиентов.
Старые стены, наполненные позитивными эмоциями
При входе в гончарную мастерскую «Колокол» на Буденновском проспекте в Ростове-на-Дону, основанную Ольгой Човен, поражаешься обилию старинных люстр, свисающих с потолка нитями стеклянных «алмазов». Свет в этих ромбиках преломляется и красиво рассыпается по красным кирпичным стенам и деревянному полу мастерской. Старинные элементы выгодно смотрятся в популярном сейчас стиле лофт, органично сочетаются с общим фоном.
«Людям нравится рассматривать предметы старины — они цепляют взгляд. Я специально подбирала такие, либо мне их дарили. Поэтому в мастерской нет случайных вещей. Например, зеркало мне с большой любовью подарила мама одного моего очень хорошего друга, и теперь оно придает шарм всей мастерской. У меня все помещение в принципе винтажное, оно с налетом истории», — рассказывает Ольга Човен.
Все люстры, которые развешаны в мастерской, основательница бизнеса собирала сама. Процесс их поиска, по ее признанию, был настоящим квестом: нужно было скомпоновать их таким образом, чтобы все сочеталось. Заслуживает внимания в мастерской и пол — старинные покрашенные в бордовый цвет доски, сверху покрытые лаком. Их при ремонте помещения нашли под двумя слоями новых полов — настоящий клад.
«Люди, заходя в новое пространство, на подсознательном уровне чувствуют, что оно не обжито, еще без какой-то истории. Человеку требуются энергетические затраты, чтобы наполнить пространство собой. А когда ты приходишь в пространство с налетом времени, событий и других людей, оно само тебя наполняет. Поэтому у меня и стены, и полы, и предметы интерьера, и декор уже заряжены преимущественно любовью, позитивными эмоциями. Поэтому они поддерживают мой бизнес, создают ту самую атмосферу», — отмечает собеседница.
Крафтовая красота дореволюционного особняка
Команда Романа Вещева вдохнула вторую жизнь в двухэтажное дореволюционное здание на улице Суворова, которое стало после этого именоваться «Вокруг Центром». В помещении второго этажа культурно-делового пространства, где потолки достигают 4 метров и более, сегодня работают кафе, магазины локальных дизайнеров и салон красоты.
По словам Романа Вещева, концепция собрала под одной крышей опытных предпринимателей и тех, кто создает крафтовую красоту. Все это — в кирпичном ростовском дворе и интерьерах начала ХХ века. Пространство центра разделено на зоны по смыслу.
В большом зале с лепниной на стенах в дневное время можно посидеть с ноутбуком, а в вечернее время тут проводят лекции, а иногда и постановки спектаклей частных театров.
«Вокруг Центр» — вторая жизнь дореволюционного здания в центре Ростова-на-Дону с особой атмосферой. Редевелопмент сделан с учетом мировой практики, пожеланий потребителей и бережного отношения к истории. Это место является любимым для ростовчан и обязательной точкой посещения для гостей города. Мы хотим наполнить его арт-объектами, зеленью и, главное, хорошими людьми», — рассказывал в интервью «Деловой газете. Юг» основатель пространства.
Квартиру с антиквариатом — в аренду
Другим примером коммерческого использования старинных интерьеров является проект «Дом Каменки» в Ростове. Его создательница Анастасия Кулешова занялась реставрацией квартиры в дореволюционном доме, построенном архитектором Николаем Дорошенко, будучи в декрете.
Переехав в Ростов-на-Дону с мужем из Москвы, девушка подыскивала себе жилье в старом фонде и наткнулась на квартиру на улице Шаумяна.
Старинные двери в помещениях отреставрировали, а обнаруженные под краской на стенах золотые молдинги сохранили. Стену лишь покрыли прозрачным лаком. В ванной комнате специально оставили дранку: несущая стена — кирпичная, а все межкомнатные сделаны из дранки. Сантехнику в ванной комнате пришлось устанавливать новую, но не без стилизации под старинную.
«Когда мы зашли, тут все текло, поэтому потребовалась полная замена труб. Еще мы поставили большой бак, потому что воду у нас постоянно отключают. Теперь у нас большой накопитель», — рассказывает Анастасия Кулешова.
Поскольку квартиру продавали пустой, новым владельцам пришлось покупать все — от посуды до кресел.
«Я стараюсь подбирать элементы интерьера для квартиры примерно конца XIX века, чтобы было все в одной стилистике, чтобы ничего не выбивалось», — рассказала хозяйка квартиры.
Сегодня квартиру часто снимают молодожены, а также те, кто хочет отметить здесь юбилей своей совместной жизни. Иногда в помещении проводят показы кинофильмов и званые ужины.
«Одна из основных моих целей — популяризация исторического фонда: чтобы люди не покупали квартиры где-то в новостройках, а не боялись приобретать жилье в старых домах. Если молодежь будет заезжать в эти дома, то они сами могут и парадные реставрировать», — считает Анастасия Кулешова.
Вторая цель собственницы квартиры — развитие туризма в донской столице. По ее наблюдениям, многие туристы сейчас по пути на юг останавливаются в Ростове лишь на ночевку. Но можно сделать так, чтобы у них появился интерес остаться здесь на неделю. Поэтому вместе с профессиональным гидом Анастасия Кулешова разработала экскурсионную программу по домам, спроектированным архитектором Николаем Дорошенко.
Информационный обзор редакции
Анастасия Талызина