Фото: предоставлено Риммой Левиной.

Как открыть свою цветочную мастерскую в Ростове

«Деловая газета.Юг» делится тремя историями успеха становления мастеров-флористов.

Вход в профессию – через знакомых или..

О профессии флориста ростовчанин Артем Ильницкий из мастерской Florissimo никогда не мечтал. Но он еще с юношества хотел иметь свой бизнес. Будучи студентом, Артем прочитал книгу «Бедный папа Богатый папа», после чего несколько раз пробовал создать свое дело в разных сферах деятельности. В это время друзья молодого человека подрабатывали по ночам на цветочном рынке продавцами, и Артем не упустил своего шанса – тоже туда устроился.

Фото: предоставлено Артемом Ильницким.

Флорист Марина Орба мастером в своем деле тоже стала не сразу — в 2007 году Марина окончила экономический факультет Ростовского строительного университета. Позже решила следовать своей мечте — обучалась флористике в России и Португалии, в 2019 году выиграла конкурс по профессиональной флористике в Лиссабоне. Сегодня она сама обучает своих подопечных в школе флористики в Ростове-на-Дону.

Фото: предоставлено Мариной Орба.

«Я пришла к флористике, потому что хотела работать с цветами, мечтала о творческой работе, которая приносит деньги. Свою школу открыла после того, как более 10 лет работала в сфере флористики и декора. Я обучала свой персонал и команду, мне нравится преподавать. А в детстве я мечтала стать когда-нибудь учителем младших классов. Вот две мои мечты и сбылись — я преподаю творческую профессию», — рассказывает мастер.

Владелица цветочной мастерской «Barbaris» и член Национальной гильдии флористов Римма Левина с детства любила цветы, однако изначально ее сфера деятельности была связана с бухгалтерией. Девушка работала главным бухгалтером, далее – коммерческим директором крупнейшего предприятия по производству кондитерских изделий. В 2015 году Римма открыла две цветочные мастерские и оптовый магазин, совместив приобретенный опыт.

«Я – творческая личность, мой папа — композитор, я на все смотрю через призму музыки. Букет для меня – мелодия, а расположение цветов – определенный ритм. Когда я начала набирать персонал, то поняла, что моих знаний недостаточно, чтобы управлять своим делом. Я хотела стать примером для своих сотрудников, которые в этой сфере работают более десяти лет», — рассказала мастер.

Фото: предоставлено Риммой Левиной.

В 2016 году основательница цветочных мастерских поступила на двухгодичное обучение в Международную школу «Николь», где получила диплом флориста-дизайнера. Также дважды обучалась у выдающегося мастера-флориста Питера Хесса в Швейцарии и всемирно известного мастера-флориста Грегора Лерша из Германии.  В 2022 году Римма получила диплом мастера -флориста. По словам героини, это высшая ступень в обучении.

Сколько получают флористы и сколько нужно для открытия цветочного

Повышенные спрос на услуги флористов наблюдается в праздники – День знаний, День матери, Новый год, День всех влюбленных, Международный женский день. Спад продаж наблюдается в июле, августе и апреле, если не считать свадебные заказы.

По словам Артема Ильницкого, средняя зарплата флориста 3-5 тыс. рублей за смену — в зависимости от города. Раньше, когда у его компании было два салона и свадебное направление, флорист каждый день делал букеты и композиции.

Фото: предоставлено Артемом Ильницким.

«Сейчас мы контролируем и обучаем сотрудников с нуля, так как для нас важно качество. Мы любим, чтобы наши флористы делали букеты нашего формата — стильно, качественно, по стандартам нашей компании. Для этого снимаем обучающее видео, недавно выложили новое  — «10 правил коммерческого букета», — рассказывает Артем.

Римма Левина отметила, что заработок флористов состоит из оклада, процентов от продаж и прибавки за услуги оформителя. Обычно выходит около 55 -70 тыс. рублей в месяц.

В свою очередь стоимость создания цветочного магазина обойдется в сумму от 300 тыс. рублей до 3 млн рублей – в зависимости от масштаба: цветочный ларечек – или цветочный салон с красивым интерьером.

Фото: предоставлено Маиной Орба.

В партнерстве со своими учениками флорист Марина Орба открыла три цветочных магазина, что является для нее оптимальным способом вести бизнес и совмещать его с другими направлениями.

«Для открытия цветочного нужно от 800 тыс. до 3 млн. рублей — все зависит от локации и стратегии. Стоимость букета или объекта декора складывается из себестоимости материалов, стоимости работы команды, затрат на рекламу и переменные затраты бизнеса или проекта», — рассказывает флорист.

По мнению специалиста, все бизнес-процессы в целом одинаковы для любого малого бизнеса и торговли. И работа флориста только на первый взгляд кажется легкой – довольно много отзывов говорят об обратном: этот труд очень даже нелегкий.

Откуда в Ростов едут цветы

По данным Артема Ильницкого, в связи с санкциями и нынешним курсом валют, стоимость одного стебля цветка оценивается в среднем в 180 рублей — стоимость цветов выросла на 15-20%. Поэтому они в компании стараются больше работать с российскими поставщиками. Сегодня цветы поставляются в Ростов из разных стран: Италии, Франции, Голландии, Эквадора, Кении и Израиля.

Фото: предоставлено Артемом Ильницким.

«Мы закупаем цветы у краснодарских, ростовских, голландских фермеров напрямую, остальное — через аукцион в Голландии. Это очень большой аукцион, на котором продаются, словно акции на бирже, цветы со всех уголков мира. Розы эквадорские, например, сначала летят из Кито в Амстердам, а потом на фуре едут к нам в город. Сейчас увеличилось «транспортное плечо». Раньше на таможне очереди было две: для скоропортящегося товара и обычная. Но после объединения очередей цветы стали ехать дольше, что влияет на их качество», — уточнил Артем.

Фото: предоставлено Риммой Левиной.

Как уточнила Римма Левина, путь цветка от производителя до магазина цветов довольно непрост. Импортный цветок, выращенных в Эквадоре, Южной Америке, Израиле, Италии попадает на температурные склады, оснащенные камерами быстрого охлаждения, а далее – в Голландию, крупнейший цветочный аукцион, оттуда цветы развозят по всему континенту.

«В Ростове есть много поставщиков, которые продают как импортные цветы, так и отечественные, есть представители теплиц и садовники, которые выращивают для нас частным образом. Сегодня они научились выращивать почти весь цветок, который продают на голландском аукционе, но это только в сезон», — делится Римма.

Цветочная конкуренция

По мнению Риммы Левиной, в Ростове-на-Дону достаточно много магазинов цветов: в радиусе одного квартала можно наблюдать 2-3 магазина. Одни закрываются, другие открываются. По словам мастера, сегодня в цветочном бизнесе наблюдается высокая конкуренция, и выдержать ее совсем не легко, если нет необходимого опыта. Основные трудности начались после пандемии и СВО: появились проблемы с закупками из других стран и оплатой. Несмотря на это, рынок стабилизировался, удалось противостоять санкциям.

«Есть очень много подводных камней: от скоропортящегося цветка, его переработки — до постоянной кардиограммы продаж. В Ростове есть много поставщиков, которые продают как импортные цветы, так и отечественные, есть представители теплиц и садовники, которые выращивают для нас частным образом. Сегодня они научились выращивать почти весь цветок, который продают на голландском аукционе, но это только в сезон»», — отмечает Римма.

Фото: предоставлено Артемом Ильницким.

Специалист подчеркивает, что сегодня рынок флористов сильно перенасыщен: для устойчивого бизнеса важна клиентская база, большой капитал, а в недавно открывшихся салонах, в которых у руководителя нет достаточного опыта, к сожалению, происходят коллапсы, как следствие – закрытие.

«Мы находимся на ул. Береговой. Здесь около 25 конкурентов, а цветы у всех почти одинаковые. Как с этим справиться? Мы, например, необычно оформляем упаковку, удивляем подачей, делаем другую аранжировку цветов», — отметила флорист.

В свою очередь Марина Орба отмечает отсутствие конкуренции среди учащихся ее школы флористики, но наличие этой самой конкуренции внутри ниши.

«В своей школе я делюсь всеми секретами и не боюсь конкуренции, так как конкуренция — это прекрасно. Это естественное развитие рынка. Когда-нибудь я им уступлю и свое место. Конкуренция есть в нише, так как флористика – бизнес прибыльный и развивающийся.  Справляюсь с этой конкуренцией я своим опытом и профессиональными знаниями. Еще у меня есть мои личные качества, которые помогают работать и удерживать постоянных клиентов: честность, открытость, отзывчивость и ответственность», — подчеркивает флорист.

С конкурентами Артем борется, внимательно следя за трендами цветочного мира. Так его компания первой в Ростов-на-Дону в 2013 году стала упаковывать букеты в крафтовую бумагу, в 2014 году – первыми в городе стала делать цветочные композиции в шляпных коробках. Заказать цветы можно через сайт мастерской — онлайн продажи приносят 50% оборота. Большое внимание также уделяется мониторингу обратной связи от клиентов.

Советы начинающим флористам

Римма Левина составила свой профессиональный список того, на что следует обратить внимание при открытии цветочного бизнеса.

Шаг 1. Проанализировать рынок и работу конкурентов

Шаг 2. Пройти специальное обучение

Шаг 3. Составить бизнес-план

Шаг 4. Оформить ООО или ИП

Шаг 5. Выбрать место расположения, обустроить помещение

Шаг 6. Найти поставщиков и сотрудников

Шаг 7. Определить каналы продаж

Шаг 8. Дать рекламу

Алина Гафарова, Кристина Бочарова, Анастасия Талызина

Информационный обзор редакции