Первая пилотная RU.Локация прошла в начале февраля в здании Петровского путевого дворца в Москве. На форуме были представлены идеи и уже реализованные проекты по возрождению культурных традиций народов России через развитие отдельных территорий. Одним из примеров таких проектов стал этно-хутор Старозолотовский в Ростовской области.
— Ирина Владимировна, в ходе ежегодного послания Федеральному Собранию президент России Владимир Путин предложил сформировать долгосрочную программу сохранения объектов культурного наследия. Ваш проект в Старозолотовском и организованный вами форум — именно об этом. Насколько, на ваш взгляд важно, что теперь такие идеи приобретают масштабную, общегосударственную поддержку?
— Наш президент сказал о том, что развиваться как нация, становиться сильнее мы можем, только опираясь на наше культурное наследие, на наши традиции. Это бездонный пласт, откуда можно черпать опыт, воспитывать подрастающее поколение, двигаться вперед.
Конечно, я считаю, что поддержка должна быть всеобщей, и сейчас наш президент задал этот тон. Это должен быть тандем государства и частных инициатив — важно, чтобы на государственный уровень можно было вынести даже, на первый взгляд, маленькие проекты — чтобы о них услышали, чтобы их могли поддержать.
Мне кажется, что мы с моим партнером Натальей Воронковой, нашли очень правильное название — RU.Локация. Сейчас есть модное слово «релокация», а вот у нас RU — это Россия, локация — Россия. Мне очень импонирует слоган, который сопровождает наш проект: «Лучшая локация — Россия и все лучшее в России — это локальное наследие».
— Должны ли, на ваш взгляд, проекты сохранения локального наследия быть коммерчески успешным? И как они влияют на развитие территорий в целом?
— Я считаю, что такие проекты должны быть коммерчески успешными. Идеально, когда они приносят доход, который можно использовать для дальнейшего развития, это правильно с точки зрения бизнеса.
Например, Старозолотовский. Он начинался как семейный проект, но начал вырастать из этих рамок, развиваться в геометрической прогрессии. Возникла необходимость создания дополнительных рабочих мест, строений, освоении территории. А это уже как раз пункты ESG-программы, устойчивого развития. Это и борьба с оврагами, с обрушением берегов, и строительство домов по традиционным для этой местности технологиям. Это развитие местных специалитетов и много другое. В итоге — это новое качество жизни местного населения.
— Какие идеи или предложения других участников форума показались вам особенно интересными, перспективными?
— Было много очень интересных выступлений и проектов. Например, история создания музея бумаги «Бузеон» в поселке Полотняный Завод, где на руинах старинного здания одного из первых в России бумажных предприятий было создано уникальное пространство рассказывающее о секретах производства бумаги.
А глава Алюминиевой Ассоциации Ирина Казовская рассказала об алюминии как экологичном материале, который может широко использоваться в строительстве без какого-либо вреда для окружающей среды.
Был очень интересный проект по сохранению старинных домов, которые разбирают по бревнышку, нумеруют и перевозят бережно туда, где их можно заново собрать, дать вторую жизнь, создать из них культурно-туристическую локацию.
Но, конечно, самым главным результатом форума стало создание сообщества неравнодушных людей, практиков, готовых участвовать — своим рублем, временем, своими руками, буквально своей душой — в сохранении нашего культурного наследия.
На нашем форуме было заключено четыре таких деловых контракта. Например, женщина, которая не знала, где разместить уникальные старинные дома, которые купила, нашла желающих, которые предоставили ей такую площадь в другом регионе. Еще одна удача это проект восстановления городища Старая Рязань, над которым будут трудиться студенты-архитекторы строительного университета Москвы, будут создавать его модель. Вот для чего наш форум — сделать короче путь к единомышленникам и воплощению своей мечты.
— Насколько активно принципы устойчивого развития уже сегодня применяется российскими компаниями? Или это, скорее, направление будущего?
— Я считаю, что это уже в настоящем, именно это происходит сейчас у нас в России. Эта инициатива сейчас, мне кажется, масштабно внедряется во всех отраслях: в строительстве, в производстве своих продуктов, в переработке отходов и так далее. Конечно, все это будет развиваться и в будущем примет еще какие-то формы. Но я считаю, что именно сейчас мы находимся в моменте поворота сознания человека к пониманию важности таких принципов.
— Продолжением форума стала Первая казачья ассамблея. Расскажите подробнее об этом формате — на какую аудиторию он рассчитан, какие цели преследует? Насколько успешен оказался первый опыт Ассамблеи, как планируется его развивать?
— Целью было показать столице казачество красиво, не стереотипно. Взяв, как иллюстрацию, наш Старозолотовский, мы погрузили человека «мегаполисного» в самобытную атмосферу донского хутора. И хотя нас убеждали, что столичная публика скептически отнесется к этому, что ей нужен некий «казачий Dior», у нас все получилось! Живое выступление казачьего хора, танец, песни, которые мы поем дома за столом — именно это, прежде всего, тронуло публику. Вкуснейшее ароматное сало на свежем черном хлебе — никто давно не ел ничего вкуснее, судя по комментариям! Вино наше, напитанное Донским солнцем, оказалось лучше французского.
— Каким вы видите продолжение этой истории? Форум и Ассамблея станут регулярными, ежегодными? И всегда ли будут проходить в Москве – или, возможно, есть планы использовать какие-то интересные площадки в регионах?
— Форум планировали проводить раз в год. Но резонанс оказался таким сильным, что мы решили уже в мае провести второй.
Проведение форума в регионах пока не рассматривалось, но есть очень много желающих проехать по тем местам, о которых рассказывали наши спикеры. Поэтому мы сейчас думаем о том, чтобы сделать выездную конференцию — например, в Старозолотовском, в Волгограде, в Рязани. Поэтому пока форум однозначно будет в Москве, но мы открыты к предложениям — вполне возможно, это кого-то заинтересует, и мы с удовольствием обсудим такую перспективу.
Казачья Ассамблея станет ежегодным зимним мероприятием в Москве. Я понимаю, что это не просто — нам нужно будет снова удивить искушенную публику. Мы все сделали на максимуме. И поэтому уже начали работу над тем, чтобы в следующий раз не снизить заданную планку.
16+