Популярность здорового образа жизни мотивирует россиян все больше внимания уделять своему физическому и ментальному состоянию, растет спрос на санаторный отдых. Кроме того, на юге России начало активно развиваться новое направление — медицинский туризм.
Спрос на здоровье
Тренд на здоровье и хороший внешний вид сейчас проявляется все больше, говорит генеральный директор и главный врач ростовского ООО «Медицинский центр «Магнолия» Сергей Камынин.
В связи с этим, по его словам, активно появляются частные проекты, которые, работая на стыке медицины и туризма, бурно развиваются и предлагают качественные оздоровительные процедуры в комфортных для человека условиях.
Граждане, которые ранее ехали за медицинским обслуживанием в Европу, говорит главврач, сейчас пытаются найти для себя в России достойную альтернативу.
«Здоровье для человека — свое и особенно близких — это самое важное. Поэтому все стремятся получить лучшую медицинскую помощь. <…> Донская медицина очень сильная, вполне естественно, что есть стабильный поток пациентов из других регионов России и из ближнего зарубежья», — отметил Сергей Камынин.
По мнению генерального директора LeePrime Group Лилии Дорохиной, потенциал развития медицинского туризма сегодня высокий. С этими тенденциями в том числе связано массовое строительство оздоровительных курортов и санаториев в Краснодарском крае.
«У юга России есть огромный ресурс и потенциал для реализации поставленных президентом задач. Все, что связано с активным долголетием, будет развиваться. От интереса к концепции медицинского велнеса до масштабного развития инфраструктуры. Новый формат оздоровительных путешествий — это не только отдых, но и ценные инструменты для поддержания хорошего самочувствия людей. Это формирует всеобщую культуру здорового образа жизни», — отметила Лилия Дорохина.
Отдохнуть и пройти чекап
По словам гендиректора LeePrime Group, сейчас у туристов есть запрос на нечто большее, чем стандартный отпуск, люди осознают важность заботы о себе и находят время для восстановления сил.
«В тренде — индивидуальные, выполненные на заказ предложения. Полностью персонализированные программы с диагностикой и сопровождением, с целостными подходами, охватывающими все аспекты: от управления стрессом до питания и сна. Темпы перемен ускоряются, и очевидно, что инвестиции в сектор здравоохранения и гостеприимства продолжат расти», — подчеркнул Лилия Дорохина.
По ее данным, за отдыхом и оздоровлением на юг приезжают гости из разных регионов — от дальнего Севера до ближайших соседей. При этом среди туристов — люди всех возрастов.
«Следует отметить, что активное развитие медицинского велнеса меняет стереотипы и подходы молодого поколения к оздоровлению. Вклад в это, безусловно, внесла и пандемия COVID-19», — сказала гендиректор LeePrime Group.
О росте спроса на совмещение отдыха с оздоровительными процедурами говорит и заместитель председателя Законодательного Собрания Краснодарского края (ЗСК), председатель комитета по вопросам здравоохранения и социальной защиты населения Николай Петропавловский.
«Один из самых современных трендов на территории черноморского и азовского побережья — строительство санаторно-курортных комплексов «четыре звезды» с заранее вмонтированными медицинскими блоками. И это востребовано. Люди хотят не просто питаться шесть раз в день за шведским столом, не просто отдыхать в бассейне. Они хотят пройти обследование, диагностику, чекап, оздоровиться», — отметил Николай Петропавловский, выступая на конференции «Драйверы развития медицины и туризма юга России».
Детокс и здоровый сон
Как отмечает гендиректор LeePrime Group Лилия Дорохина, сейчас, помимо антистресс-программ, детокса и косметологии, которые были востребованы и ранее, набирают популярность новые направления. Так, важным трендом называют запрос на здоровый сон.
«В ритме городской жизни он практически всегда в дефиците. Это огромная возможность для брендов, которые могут решить эту проблему целостным и комплексным образом», — отметила Лилия Дорохина.
Также растет интерес к нутрициологии: новые исследования показывают, что кишечник является воротами к здоровью, а некоторые ученые даже называют его «вторым мозгом». Здесь, отмечает гендиректор LeePrime Group, особенно важны диагностика и партнерство с исследовательскими компаниями и лабораториями.
«Современный гость менее подвержен маркетингу, и его основными приоритетами в заботе о здоровье становятся мнения специалистов, рекомендации врачей, проверенная клиническая эффективность», — подчеркнула Лилия Дорохина.
Потенциал азовского побережья
По мнению заместителя председателя ЗСК Николая Петропавловского, мощным драйвером для развития сферы медицинского туризма может стать создание курортных зон на Азовском море. Сейчас, отметил депутат, инфраструктура азовского побережья недостаточно развита.
«Азовское море <…> — это еще один мощнейший драйвер для нас. <…> А какая сейчас инфраструктура в Темрюкском, Приморско-Ахтарском, Ейском, Щербиновском районах? Никакая на сегодняшний день. Потому что там нет дорог, нет спроса», — сказал он.
Зампредседателя ЗСК отметил, что в ближайшее время начнет быстро развиваться инфраструктура от Азова до Темрюка.
«Кто быстрее и правильнее сориентируется, кто сформулирует запрос для власти о преференциях, в том числе налоговых, будет в выигрыше», — сказал Николай Петропавловский, выступая на конференции.
Похожего мнения придерживается главный врач ростовского ООО «Медицинский центр «Магнолия» Сергей Камынин.
«Конечно, это привлекательная идея — приехать к морю, в красивое место, заниматься спортом, отдыхать и одновременно улучшать свое здоровье. Те, кто успешно реализует эту идею, безусловно, выиграют. Но обязательное условие при этом — действительно современная медицина, следующая клиническим рекомендациям», — подчеркнул он.
Сдерживающий фактор
Сооснователь Ассоциации отельеров АМОС Дмитрий Богданов главным фактором, который тормозит развитие медтуризма и санаторно-курортной отрасли, называет дефицит кадров.
Согласно наблюдениям эксперта, в условиях роста спроса не хватает рабочих рук. По его словам, в санаториях, которые становятся все более востребованными, уже сейчас катастрофически не хватает врачей, медсестер.
Помимо найма сотрудников, по словам Дмитрия Богданова, отрасль сталкивается с необходимостью переобучения работников, руководителей, топ-менеджеров, поскольку в санаториях есть колоссальный резерв для роста эффективности.
«Сейчас предприятия санаторно-курортного комплекса, гостиничная индустрия начинают потихонечку заходить в национальный проект по повышению производительности труда», — отметил Дмитрий Богданов.
Гендиректор LeePrime Group Лилия Дорохина отмечает, что о нехватке специалистов и линейного персонала говорят более 80% игроков рынка.
«Выходом может стать создание системы передачи профессионального опыта, формирование центров компетенций. При реализации масштабных проектов сегодня необходимо предусматривать создание образовательных центров для обучения и подготовки персонала», — считает Лилия Дорохина.
Препятствием в развитии медицинского туризма, по словам генерального директора и главного врача ООО «Медицинский центр «Магнолия» Сергея Камынина, является не только нехватка кадров, но и закрытые аэропорты юга.
«Для нашей области в настоящее время проблемой является и низкая транспортная доступность: к сожалению, сейчас к нам не летают самолеты, поэтому основной поток пациентов — из близлежащих регионов», — сказал он.
Будущее медицинского туризма
Для популяризации санаторно-курортного лечения среди сограждан, по мнению сооснователя Ассоциации отельеров АМОС Дмитрия Богданова, туристической отрасли необходимо взаимодействовать с Минздравом и Минэкономразвития РФ. Он добавил, что для популяризации санаториев не хватает личных примеров представителей интеллектуальной элиты, то есть тех, кто задает тренды и влияет на мнение определенных аудиторий.
По словам зампредседателя ЗСК Николая Петропавловского, будущее медицинского туризма будет связано с трендом на увеличение продолжительности жизни населения и улучшение ее качества.
С ним согласен Сергей Камынин. По его словам, увеличение продолжительности жизни является одной из приоритетных задач на сегодня.
«На это выделяется финансирование, об это говорят в СМИ. У нас очень хороший регион — теплый, красивый, гостеприимный. Думаю, за этим направлением — большое будущее», — сказал он.
Гендиректор LeePrime Group Лилия Дорохина считает, что сегодня необходимо разрабатывать комплексные программы и создавать инновационные центры нового формата, которые будут соответствовать запросам и ожиданиям гостей.
«Курорты активного долголетия и осознанного отношения к здоровью привлекут в регион дополнительные туристические потоки, в том числе медицинского назначения», — заключила Лилия Дорохина.
Михаил Данилов, медицинский директор Ассоциации оздоровительного туризма и корпоративного здоровья
Оздоровительный туризм в нашей стране стал набирать особую популярность и достаточно динамично развиваться в последние несколько лет. Это отчасти связано с пандемийными последствиями — люди стали более бережно и осознанно относиться к своему здоровью, — а отчасти — с геополитической ситуацией. Благодаря политике государства по развитию внутреннего туризма россияне стали больше узнавать нашу страну и в том числе знакомиться с современными здравницами.
К традиционной целевой аудитории здравниц достаточно динамично прирастает новая формация — молодые, экономически активные граждане, семьи с детьми. 2023 год мы вообще считаем рекордным для санаторно-курортной отрасли и оздоровительного туризма в целом: общее число гостей наших здравниц, исходя из данных Росстата, составило 7,05 млн человек, что превышает показатели 2022 года на 7,4%. Важно, что еще 617 тыс. человек для получения лечебных и оздоровительных процедур останавливались не в санаториях, а в отелях. То есть можно оценить общий объем российского рынка оздоровительного туризма, по данным за 2023 год, в 7,66 млн человек. В этом году мы ожидаем неменьших показателей.
Безусловно, юг России и прежде всего Краснодарский край — одно из главных направлений, которые выбирают россияне для путешествий за здоровьем. Как и в соседних Кавминводах, мы уже второй год наблюдаем здесь в высокий сезон дефицит мест в наиболее востребованных санаториях: спрос превышает предложение в топовых здравницах на 40–50%. С этим во многом мы связываем рост спроса на оздоровительный отдых недалеко от дома, что дало толчок развитию здравниц в регионах, не являющихся традиционно курортными.
Среди тенденций в оздоровительном туризме как в целом по стране, так и на юге России можно отметить формирование в современных санаториях мультипродукта, то есть гостям предлагается за время их отпуска получить от него максимум с пользой для здоровья: диагностику, оздоровление — физическое и ментальное, здоровое питание, образовательные активности на тему здоровья и благополучия, разнообразный досуг для всей семьи, включающий спортивные, развлекательные, культурные и познавательные мероприятия. При этом уровень комфорта и сервиса в некоторых санаториях достигает, а то и превышает уровень хороших отелей. Чтобы соответствовать запросам современной аудитории, здравницы активно инвестируют в реновацию инфраструктуры, номерного фонда, в современное оборудование. Кстати, сегодня многие санатории, так же как и отели, получают «звезды», уже есть законодательная инициатива сделать такую классификацию обязательной и для здравниц.
За счет новой молодой аудитории современных здравниц отмечается устойчивый рост запроса на детокс- и на антистресс-программы, а развитие такого направления, как биохакинг, делает востребованными программы превентивной медицины на базе санаториев. Кроме того, получает развитие персонализация медицинских услуг. Если говорить о задачах по увеличению продолжительности жизни, поставленных президентом, то наши здравницы могут занять одно из важнейших мест в данном процессе, причем и в части реализации программ корпоративного здоровья. Наши санатории уже сейчас располагают всеми возможностями для профилактики, диагностики, оздоровления и поддержания здоровья наших граждан, улучшения качества, а значит, и продления активного периода их жизни.
Дарья Коробская