Масштабирование бизнеса путем запуска франшизы имеет ряд преимуществ. Такой путь развития позволяет быстро построить сеть и расширить географическую зону присутствия бренда без собственных инвестиций. Создание франшизы также может стать дополнительным источником дохода для бизнеса.
Своим опытом создания франшизы с «Деловой газетой. Юг» поделилась Эвелина Реутова из Краснодара — основатель и франчайзер бренда селективной парфюмерии «Цвети и пахни».
Плюсы масштабирования за счет франшизы
Франчайзер может быстро развить сеть, выйти на новые рынки и увеличить прибыль, в том числе получить дополнительный доход за счет паушального взноса (единоразовый платеж, который покупатель франшизы (франчайзи) платит ее владельцу — прим. ред.) и роялти (регулярная плата за франшизу — прим.ред.).
Франчайзи, в свою очередь, получает возможность вести и развивать бизнес с «наставником», получить клиентов, знающих бренд и заодно лояльно настроенных к нему. Среди других преимуществ — более быстрое расширение бизнеса по франшизе.
«Запуская франшизу в разных городах, вы получаете прибыль и узнаваемость бренда гораздо быстрее. За счет размеров сети мы, например, получаем лучшие оптовые цены, так как наш объем закупок больше, чем у нашего конкурента, работающего в одиночку», — отметила франчайзер бренда селективной парфюмерии «Цвети и пахни».
Запуск франшизы
Для тех, кто хочет разработать свою франшизу, Эвелина Реутова рекомендует посмотреть на свой бизнес в перспективе 10 лет.
«Представьте сеть через 10 лет и подумайте, с какими проблемами вы можете столкнуться. Например, пандемия коронавируса или начало СВО нам дает понимание, что форс-мажоры неизбежны. Нужно задуматься, как вы можете избежать трудности? Например, стоит предусмотреть разные варианты логистики, подумать, сможет ли ваш бизнес выжить в онлайне, если оффлайн он перестанет работать», — обратила внимание эксперт.
При этом Эвелина Реутова советует не мыслить пессимистично. По ее словам, сохранять холодный рассудок и уметь прогнозировать различные обстоятельства — отличное качество бизнесмена.
Эксперт также рекомендует найти юриста, который поможет составить договор. «Если вы не можете сами упаковать свою франшизу, то стоить нанять профессионалов, которые помогут сделать это», — пояснила она.
«Главное — иметь уникальное товарное предложение и понимать ценности своего бизнеса, естественно, иметь свои положительно развивающиеся показатели в динамике и видеть спрос, так как продукт может быть уникальным, инновационным, но никому не интересным», — подчеркнула франчайзер бренда «Цвети и пахни».
Уникальное торговое предложение, или УТП — это то, что отличает ваш бизнес от бизнеса конкурентов.
При формировании УТП, отметила Эвелина Реутова, франчайзи должен учитывать, в первую очередь, спрос. По ее словам, каждый франчайзи должен задать себе вопрос, что ему даст именно эта франшиза, может ли он самостоятельно открыть подобный бизнес. «Для того, чтобы приоритет был на вашей стороне, нужно иметь, например, уникальный продукт, базу поставщиков или уникальная программное обеспечение, быть может, обладать уникальной базой знаний», — подчеркнула она.
Как формируется стоимость франшизы
Итоговая стоимость франшизы складывается из паушального взноса, роялти и страховых инвестиций.
— Размер паушального взноса формируют, исходя из наполнения пакета франшизы.
— Роялти может быть и фиксированным или рассчитанным как процент с дохода или чистой прибыли.
По словам Эвелины Реутовой, паушальный взнос зависит от того, сколько прибыли приносит франшиза и от того, сколько вы планируете продавать франшиз в вашем городе. Она рассказала, что если вы выступаете продавцом одной франшизы в городе, то это эксклюзив, на котором сможет заработать франчайзи. При этом, если права на торговую марку принадлежат в одном городе сразу нескольким франчайзи, соответственно паушальный взнос меньше. Ваш заработок обусловлен, сказала она, количеством проданных франшиз.
«Роялти я советую установить в процентном соотношении, оптимально от 2% до 5%, если только франчайзи не закупает у вас товар. В этом случае роялти может отсутствовать. Роялти фиксированной суммой не советую устанавливать, так как доходы франчайзи растут, а ваши нет», — сказала она.
Как отметила Эвелина Реутова, предпринимателю нужно быть готовым к тому, что сразу все процессы идеально отладить не получится, при запуске первых точек по франшизе могут возникать некоторые сложности. Также надо понимать, что по мере развития наполняемость франшизы будет меняться.
Что нужно знать о работе с франчайзи
Эвелина Реутова советует перед продажей франшизы изучить будущего партнера с помощью анкеты с вопросами. «Часто многие берут кредиты, это будет обозначать, что когда нужно будет вкладывать в товар, или рекламу, он будет отдавать деньги в банк и, соответственно, медленно развиваться, а впоследствии возможно закроется. Для репутации такой исход критичен, поэтому лучше сразу иметь ограничения для кандидатов. В анкете можно узнать опыт работы в данной сфере, объем инвестиций и другие моменты, которые сэкономят ваше время для принятия решения», — сказала эксперт.
Эвелина Реутова рекомендует при взаимодействии с франчайзи собирать обратную связь и осуществлять любую поддержку.
«Также я рекомендую проводить обучения не только на стадии продажи франшизы и внедрения в бизнес, но и впоследствии работы, тогда стандарты будут выполняться и повышение квалификации будет происходить всегда», — заключила Эвелина Реутова.