Фото: prostooleh / freepik.com

Электросамокаты в городе: удобство, тренд и вызовы урбанистики

Удобство, экологичность и доступность делают электротранспорт всё более популярным видом передвижения.

В Ростове-на-Дону за 2024 год спрос на электросамокаты, по данным прокатчика МТС Юрент, вырос в 1,5 раза, а число поездок увеличилось почти на треть. По мнению экспертов, причиной интереса к такому виду транспорта стали его доступность, простота управления, скорость перемещения. В то же время дальнейшего бурного роста спроса не ожидают из-за медленных темпов развития соответствующей инфраструктуры.

Стремительный взлет

В Ростове-на-Дону на сегодняшний день ведут свою деятельность две кикшеринговые компании: Whoosh насчитывает 2,5 тыс., а МТС Юрент около 2 тыс. устройств. За 2024 год парк электросамокатов в столице Дона вырос в 1,5 раза.

По данным компании Whoosh, только в 2024 году пользователи преодолели более 4 млн км, что на 22% больше, чем за предыдущий год. Согласно статистике сервиса, около 65% пользователей электросамокатов — люди в возрасте от 18 до 34 лет. В основном люди совершают короткие поездки от точки «А» до точки «Б».

По мнению члена инициативной группы сообщества electro.club Андрея Жабина, в 2025 году если рост и продолжится, то будет уже незначительным.

«Общество начинает привыкать к их присутствию на улицах города, и они из разряда необычных вещей переходят в разряд обыденных. Причины роста популярности: доступность, простота управления, скорость перемещения», — делится мнением Андрей Жабин.

К факторам, замедляющим и останавливающим рост, он отнес недостаток инфраструктуры для электросамокатов, медленные темпы развития специальных дорожек для такого транспорта.

Безопасность поездок

Поездки на самокатах классифицируют на транспортные и развлекательные. Транспортные поездки, как правило, осуществляются на короткие дистанции с целью быстрого перемещения, и в среднем занимают 5–10 минут. Развлекательные поездки, в свою очередь, отличаются не только большей длиной маршрута и временем в пути, но также могут сопровождаться эмоциональным поведением пользователей, что иногда приводит к происшествиям и создает негативное восприятие самокатчиков среди горожан.

По данным Whoosh, все инциденты, которые привлекают общественное внимание, суммарно не превышают 0,1% от числа поездок на самокатах. Более 99% поездок проходят без нарушений и неприятных ситуаций.

По данным МТС Юрент, в Ростове-на-Дону было заблокировано более 250 аккаунтов несовершеннолетних. Кроме того, за нарушения правил дорожного движения и эксплуатации самокатов применяют систему штрафов. С начала сезона-2024 было выписано около 8 тыс. штрафов, а более 1,5 тыс. пользователей были заблокированы.

В компании уточнили, что около 80% нарушений связано с неправильной парковкой или использованием самоката вдвоем.

Для обеспечения безопасности поездок в апреле 2024 года на ключевых участках улично-дорожной сети Ростова-на-Дону введены ограничения скорости для самокатов и других средств индивидуальной мобильности. Теперь в парках и ряде общественных пространств, таких как парк им. Октябрьской Революции, парк им. 1 мая, парк Горького, Покровский сквер и другие, самокаты не могут разгоняться выше 15 км/ч, а на улице Пушкинской — не выше 5 км/ч.

Развитие инфраструктуры

Что касается инфраструктуры, то, по мнению велоактивиста, организатора ежегодного велопарада Дмитрия Гусева, основные трудности связаны с непониманием со стороны некоторых горожан, которые продолжают воспринимать велодорожку как место для парковки и прогулок.

«Чтобы велодорожка в Ростове-на-Дону стала полноценной частью городской транспортной инфраструктуры, необходимо создавать сеть велодорожек, продлевать существующие маршруты, развивать эту дорожку в районы и так далее. Я верю, что этот процесс продолжится», — выразил надежду Дмитрий Гусев.

Андрей Жабин считает, что проблемы инфраструктуры касаются не только пользователей электросамокатов, а являются более глобальными:

«Одна из трудностей пересекается со сложностями маломобильных граждан: неподходящие тротуары. А именно нестандартные пандусы либо полное их отсутствие. Кроме этого проблемы создают ливневки поперек тротуара. Можно не заметить и упасть», — заключил активист.

Пункты размещения СИМ согласуют

Сейчас департаментом транспорта Ростова разработан, а прокуратурой города согласован проект постановления «Об утверждении порядка организации пунктов размещения средств индивидуальной мобильности», который находится на согласовании в структурном подразделении администрации города. В этом документе говорится, что специальную разметку на городских дорогах в только согласованных местах будут наносить сами операторы кикшеринга.

В целях согласования комиссией пунктов размещения СИМ операторы кикшеринга должны будут предоставить в Департамент транспорта Ростова пакет документов, который будет рассматриваться на заседании комиссии. В случае получении положительного решения комиссии, оператор кикшеринга в течение 30 дней должен будет нанести разметку в согласованном месте.

В администрации Ростова-на-Дону читают, что внедрение средств индивидуальной мобильности в существующую транспортную систему способствовало бы снижению углеродных выбросов и улучшению качества воздуха. Этот процесс соответствует целям экологической стратегии города.

«Однако для интеграции СИМ в общую экологическую стратегию необходимо разработать соответствующие правила, которые обеспечат безопасность пользователей и пешеходов», — пояснили в департаменте транспорта донской столицы. Эти правила не могут быть приняты на муниципальном уровне, пока не будут внесены изменений в регулирование СИМ на федеральном уровне.

София Купченко

Читайте нас в социальных сетях