Фото: предоставлено героем публикации.

Сим-сим, откройся: как работает первый в Ростове магазин без продавцов

Производитель бытовой химии из Ростова-на-Дону рассказала о технологии запуска касс самообслуживания в магазине

Первый ростовский магазин бытовой химии, в котором отсутствуют продавцы и консультанты, открыл свои двери в конце марта 2024 года. Людей в нем заменила касса самообслуживания.

В «Точке мыла» сегодня можно приобрести кондиционеры для белья, гели для стирки, выпускаемые производителем повседневной бытовой химии ООО «База Бытовой Химии», а также другие моющие средства местных производителей.

Основательница магазина Ирина Ефанова рассказала «Деловой газете.Юг», какие сервисы послужили примером для открытия подобного магазина в Ростове-на-Дону, сколько средств было вложено в бизнес и как планируется его масштабировать.

Точка мыла

Для того, чтобы попасть в офлайн магазин на улице Королева, покупатели должны отсканировать на двери QR-код и перейти по ссылке.

«Перейдя по ссылке, указав свое имя, электронную почту и телефон, ты получаешь индивидуальный код для входа. Перед входом в магазин есть кодонаборная панель, куда ты вводишь личный код, после чего дверь открывается. Войти в магазин также можно, набрав указанный в объявлении номер. Полученный код станет индивидуальным паролем, которым покупатель сможет пользоваться постоянно», — объясняет собеседница.

Однако пока и сегодня в остальных шести магазинах компании до сих пор работают реальные продавцы. В одном из них уже полтора года в качестве продавца трудится сама Ирина, а в остальных работают собственники, купившие у нее франшизу. Основательница бизнеса как никто другой понимает: покупателям совсем не нужен человек на кассе.

«Я понимаю, что я как живой сканер. Человек забегает, берет бутылку и убегает. Я ему там в принципе не нужна — просто стою и пикаю. Ровно так же, как он может это сделать самостоятельно без моего присутствия. Идею самообслуживания мы начали тестировать на моем магазине давно. Мы купили китайский замок и установили. Я раздавала коды своим покупателям, чтобы понять вообще, как эта идея будет жить. Как-то я сидела дома, и вдруг у меня прошла первая покупка. Тогда у меня появилась стопроцентная уверенность в формате магазина без продавца», — вспоминает собственница.

По ее словам, случаев воровства или путаницы с приобретением товаров еще не было — все покупатели оплачивали свои покупки без проблем.

Локальная логистика

Сегодня в магазине представлены пять категорий продукции: средства для уборки дома, жидкое мыло, гели для стирки, кондиционеры для белья и гели для мытья посуды. В самой ростовской компании «База Бытовой Химии» производят только две позиции: гели для стирки и кондиционеры для белья. Недавно собственниками были получены документы на производство мыла — первую партию стоит ждать месяца через два.

«Гели для мытья посуды и средства для уборки дома мы закупаем у местных производителей. Мы не уходим за рамки Ростовской области, потому что это логистика, которая «съедает» огромное количество средств. 90% наших поставщиков, производящих компоненты, тара, этикетки, средства для уборки дома, — это Ростов. Все делается здесь», — отмечает Ирина.

По ее словам, исключение составляют разве что незначительные партии отдушки и тары, заказываемые в Санкт-Петербурге.

«У нас не хватает просто у людей веры в ростовского производителя. Эта та проблема, с которой мы сталкиваемся по сей день. К сожалению, люди думают, если это произведено в Ростове, то произведено плохо», — вздыхает основательница бизнеса.

Ставка на гели на бытовую химию была сделана не случайно — это товар первой необходимости, который есть в каждом доме, который нужен каждому человеку.

«Ассортимент мы будем в любом случае увеличивать. Постепенно в магазине будут появляться средства для уборки дома, новые шампуни, гели для душа и бальзамы для волос. Ассортимент будет расти, поэтому, соответственно, квадратура тоже будет увеличиваться. Если сегодня магазин занимает всего 12 квадратных метров, то в будущем планируется открывать магазины от 20 квадратов и больше», — делится планами Ирина.

Экологичные и открытые новшествам покупатели

Сегодня магазин без продавца принимает от населения пустую тару, в которой изначально продаются гели для стирки и кондиционеры для белья, проявляя таким образом заботу об экологии.

«Мы используем тару повторно или отдаем на переработку — у нас подписан договор с компанией по утилизации пластика», — уточняет собеседница.

Основными клиентами магазина являются люди, которые не боятся пробовать новые продукты, для которых важно высокое качество и эффективность моющих средств.

По словам Ирины, главным покупателем магазина без продавцов, в первую очередь, является человек, который ценит инновации и не боится попробовать что-то новое из продуктов.

«Он не боится зайти в магазин другого формата — не такой, к которым мы все привыкли. В магазин, где нет продавцов и консультантов. Этим людям интересны инновации и технологии. Это люди, которые поддерживают местное производство. Это люди, для которых важно качество и эффективность продукта. Сегодня у нас на рынке огромное разнообразие бытовой химии, но это еще не говорит о том, что эти средства качественные. Особенно если это средство стоит 21 рубль», — отмечает собственница.

Расходы и доходы

В оборудование для первого магазина без продавцов было вложено 550 тыс. рублей, в первый месяц работы удалось заработать порядка 30 тыс. рублей.

«Еще, наверное, рановато говорить об объемах продаж, потому что это вообще наш первый автоматизированный магазин, который работает только полтора месяца. Нашей основной задачей было в принципе его открыть, поскольку сама система доступа и контроля — это очень сложный процесс, за который в Ростове ранее никто не брался», — поделилась Ирина.

Установка оборудования и отстройка работы системы заняла порядка полугода — нужно было понять, как человек будет входить, как к нему будет приходить код, как этот процесс будет отслеживаться.

Пока собственники не особо смотрят на прибыль — «главное, чтобы технически все работало». За первые три недели работы магазина ключи от входа через Telegram получили более 100 человек.

«Для нас важнее, что все работает. Ну а дальше — дело техники, как говорится. Дело маркетинга, если быть точнее. Чтобы мы не принимали в этом никакого участия, кроме как привозить товар и расставлять его на полке», — отмечает Ирина.

Нет продавцов — нет лишних трат и «человеческого фактора»

Свою продукцию собственница магазина относит к категории субпремиальной бытовой химии, что говорит не столько о ее дороговизне, сколько о высоком качестве и эффективности. Не завышать стоимость продукта стало возможным благодаря отсутствию продавцов, которым теперь не нужно платить зарплату, и логистических затрат.

«Это не отражается у нас на стоимости. Из того, что у нас нет продавцов — нет трат на зарплаты и налоги и затрат на логистику. В результате нам удается сохранить нашу «среднюю ценовую категорию», доступную для среднестатистического покупателя. Обычно же и продавцы, и логистика входят в цену продукции», — объясняет собеседница.

По оценке Ирины, магазин с автоматизированной кассой эффективнее магазина с продавцами, поскольку в первом случае отсутствует пресловутый «человеческий фактор».

«Продавец — это все время какие-то риски: продавец не вышел на работу, продавец опоздал — то есть все время «человеческий фактор». Плюс продавец — это его заработная плата и налоги, которые входят в стоимость продукта. Эти издержки мы планируем оптимизировать: покупатель не должен платить за продавца. Если говорить о сети в 132 магазина, которые мы планируем еще открыть, то можете представить, какое это должно быть продавцов. И речь идет не об одном продавце в каждом магазине, а о двух».

По мнению собеседницы, со временем из-за автоматизации людей на определенных должностях действительно смогут заменить роботы. Но останутся другие важные профессии. Так, например, боты для работы магазина без продавцов писали люди.

«Мир потихонечку становится цифровым, появляются роботы. На заправках Fresh ты без заправщика подъезжаешь и через приложение самостоятельно заливаешь бензин, в Казахстане есть возможность оплаты ладонью… Это процесс мирового такого масштаба, который уже не остановить», — заключила основательница первого ростовского магазина бытовой химии без продавцов.

Редакция «Деловая газета. Юг» поддерживает малый и средний бизнес и рассказывает истории создания локальных брендов. Этим некоммерческим проектом в рамках озвученной президентской политики мы хотим поддержать предпринимателей, которые решились на создание своего дела.

Герои серий постоянных редакционных обзоров «Деловая газета. Юг» — представители МСП, многие из них только в начале своего пути, но им уже есть чем поделиться, рассказать, какие шаги в развитии своего дела были удачными, а где они совершили ошибку.

О важность поддержки МСП неоднократно говорил президент России Владимир Путин. В своем послании 29 февраля 2024 года он обратил внимание, что малый и средний бизнес вносят все более значимый вклад в экономический рост.

«Нужно создать все условия, чтобы малые и средние компании развивались динамично, а качество этого роста повышалось за счет высокотехнологичных направлений производственного бизнеса», — заявлял глава государства.

Также ранее Владимир Путин обозначал необходимость поддерживать и способствовать продвижению отечественных брендов на всех уровнях, в том числе в СМИ, социальных сетях и новых медиа.

Информационный обзор редакции

Анастасия Талызина